Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста. — Ерошка.ру

ДЕТИ

Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста. - Ерошка.ру0
Научный сотрудник

лаборатории семейного воспитания

Государственного НИИ семьи и воспитания РАО

О.М. Потаповская

“Подарок к празднику”

Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста

Для ребенка Светлый Праздник и весна,

Рождество и зима,

Спас и спелые плоды,

Троица и зеленые березки

сливаются в одно могучее впечатление,

свежее и полное жизни.

К.Д. Ушинский

Пояснительная записка

Программа “Подарок к празднику” предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаемый курс разработан с учетом того, что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей, нуждающихся в специальной помощи, не только направляющей, но и корректирующей развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Эту помощь необходимо оказывать своевременно и профессионально, помогая ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.

Мы понимаем, что человек (взрослый и ребенок) существо не только социальное, но – духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играет православное мировосприятие, православная вера, традиционный уклад жизни.

Констатируя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве современных семей, курс занятий с детьми “Подарок к празднику”, предполагает использование в работе традиционных методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения.

Отметим, что речь идет не об отстраненном изучении традиций с детьми, а о воссоздании традиционного уклада детской жизни, определяющего и содержания общения, и особенности организации деятельности детей на занятиях.

Основным средством развивающей (в необходимых случаях и коррекционной) работы курса “Подарок к празднику” является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на рече-мыслительное развитие ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.

На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира и отношения к Богу, окружающим людям, сотворенной Богом природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.

Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками (при доброй и разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, но в первую очередь – православный, церковный, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная и коррекционная работа.

Значимыми, содержательными и культурно-обоснованными событиями наполняется детский год , в котором самое видное место занимают, конечно, праздники. “Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский , – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства”.

Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной (если необходимо, психолого-коррекционной) работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы.

Обучающие:

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

– формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Христа);

– первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;

– формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

– содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Развивающие:

– содействие общему развитию ребенка,

– помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи,

– содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

– помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;

– содействие развитию ручных умений, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитывающие

– помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни,

– формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла,

– содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;

– воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

– воспитание желание подражать благим образцам, жить по совести;

– воспитание бережного отношения к окружающему миру.

В процессе реализации программы предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми, с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий по отношению к каждому ребенку и детской группе в целом. Предполагается также просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и общества.

В течение года часть занятий цикла, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение; возможно, дни Ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей.

Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.

Обязательным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

В рамках курса проводятся также семейные театрализованные постановки, семейные вечера досуга, благотворительные акции.

Годовое тематическое планирование курса:

(30 часов, 1 час в неделю)

Раздел I.

Осенние темы и работы

Занятие1 . Плоды приносит осень. “Соломенная кукла и зернышки”.

Занятие 2. “ Журавлики летят”.

Занятие 3. “Чудесная птица”.

Занятие 4. “Наш дом”.

Занятие 5. Как был сотворен мир. Дни творения.

Занятие 6. Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы?

Раздел II
Зимние темы и работы

Занятие 7. Начало зимы. Первый снег. “Ангел белую крупу сыплет из-за тучи”.

Занятие 8. Семейное рукоделие “Кукла-закрутка”.

Занятие 9. Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр: обклеиваем коробку.

Занятие 10. Поделки для вертепа: овечки из стада, которое пасли пастухи в Рождественскую ночь.

Занятие 11. Новогоднее занятие. “Зимняя птица – розовый снегирь”.

Занятие12 . Рождественское занятие. “Свет Вифлеемской звезды”.

Занятие 13. “Блаженно сердце способное миловать (святые подвижники и животные).

Занятие 14. Книжная тема.

Занятие15 . Книжная тема.

Занятие16. Что такое иконы? Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы “Утоли моя печали”.

Занятие17 . Праздник Сретения Господня.

Занятие 18. Русские богатыри – защитники отечества.

Занятие19 . Масленица. Атрибуты к сказке о горделивом Петушке.

Раздел III.

Весенние темы и работы.

Занятие 20. Начался Великий пост. Лестница Великого поста.

Занятие 21. Наступает весны. “Подснежника глянул глазок голубой”.

Занятие 22. Птицы возвращаются на родину из теплых краев.

Занятие 23. Благочестивые обычаи праздника Благовещения. “На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны”.

Занятие 24. “В воскресенье Вербное…” Вербная композиция.

Занятие 25. Готовимся к Пасхе. Роспись пасхальных яиц.

Занятие 26. “Христос воскрес! Христос воскрес!” Семейный Пасхальный праздник.

Занятие27 . Пасхальные радости. История о пасхальном яичке.

Занятие 28. “Воин чудесный на белом коне” (Чудо святого Георгия Победоносца о змие).

Занятие 29. День славянской письменности и культуры. Делаем хоругви с буквицами славянской или буквами русской азбуки.

Занятие 30. Вот и лето пришло… “Хоровод березок”

Оцените статью