Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.).
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.
С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов
«Сидит белка…»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит («дом»),
Ну а к дому путь закрыт («ворота»).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем («дом»).
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо»
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
«Пальцы здороваются»
Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
«Оса»
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
«Человечек»
указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
«Коза»
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
«Очки»
образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
«Зайчик»
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
«Деревья»
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
«Птички летят»
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
«Сгибание-разгибание пальцев»
поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
«Бочонок с водой»
согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
«Миска»
пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
«Крыша»
соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
«Магазин»
руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
«Цветок»
руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
«Корни растения»
прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями — тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: «Бабушка печет блины, очень вкусные они»;
кисти рук одновременно сжимать в кулак — разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
«Кулак-ребро-ладонь»
на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
Нанизывание бус, бисероплетение;
Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
Упражнение «Сорока-белобока»
Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
Интенсивное растирание каждого пальца
Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
«Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
«Пальчики здороваются»
Повторить первое упражнение.