Священник Александр Дубинин, «Ребенок и пост»,
Даниловский благовестник.1997г.
Родители, желающие дать своему ребенку христианское воспитание, порой в недоумении останавливаются перед тем, как поститься ребенку. Принимая важность поста для взрослых, они не могут признать его необходимости для детей.Из-за этого бывает, что пощение откладывается до того, когда дитя «вырастет», «окрепнет» телесно. Ребенок лишается таким образом могучего вспомогательного средства духовного возрастания.С непониманием сущности православного поста связана и другая, противоположная крайность: чрезмерная строгость и требовательность к ребенку в отношении поста.
Пост, как христианский подвиг, не принадлежит исключительно одному телу. Однако здесь пойдет речь об этой телесной стороне поста, потому что именно вопрос постного питания детей особенно интересует родителей: нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? Как? Не повредит ли временное отсутствие мясной и молочной пищи его здоровью? Как быть, если дети имеют хронические заболевания? Как объяснить маленькому ребенку пользу от поста?
Христианский пост — это не просто «невкушение» чего-то и не просто количество «несъеденной» нами пищи, но сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или самоотвержение ради Христа. Христиане постятся в память о своем Спасителе, при чем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью.
Прежде всего, есть постные дна всего года — это среда и пятница каждой недели, установленные Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его крестной смерти (пятница).
Великий пост — это древнейший и главный пост православной церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой. Он был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу, собираясь на свои вечери. По словам св. Епифагия, историка Церкви, в древности христиане «в пост пасхальный спали не иначе как на земле, проводили время целомудренно, в злострадании, в сухоядении, в молитвах, бдении, постах».
Позже Церковью были установлены и другие длительные посты: Рождественский, Успенский и Петров. Каждому из них соответствуют свои уставные правила относительно пищи.
На Руси очень высоко ставили послушание уставу Церкви. В своей повседневной жизни миряне старались подражать монахам. Замечательные, редкие постники были не только среди простонародья, но и среди высокопоставленных вельмож (например, князь Семен Федорович Курбский), и государей. «Тишайший», т.е. кроткий, смиренный) царь Алексий Михайлович с любым иноком мог поспорить в искусстве молиться и поститься: в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел ничего. Такой строгости в соблюдении постов он навык с детства.
Все же строгий дух православного поста хранился не во всех состоятельных семьях и в обществе в целом ослабевал со временем. Изобретались новые чрезвычайно вкусные постные блюда. Вспомним «Лето Господне» Шмелева. Просыпаясь утром в первый день Великого Поста, мальчик чувствует, что наступил особенный день, что взрослые стараются избегать ссор, вспоминает, что «душу готовить надо». «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с рубленной капустой, кислой, густо посыпанной анисом… Я даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые «барашки», «кресты» на Крестопоклонной… Мороженная клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки…» Ясно, что все эти блюда и лакомства, хотя и не противоречит уставу Церкви, но все же является утешением для немощных, прежде всего для детей, чтобы им легче было перенести пост.
Святые отцы, говоря о важности поста, не считают его чем-то самодостаточным для спасения. Самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждение других. Без смирения невозможно спастись.
Замечено, что скоромная пища мешает нам молиться и думать о духовном, и в определенные дни Церковь освобождает нас от этого. Но и не это самое главное. Так, прп. Амвросия Оптинского спросили: «Не все ли равно Богу, какую пищу мы едим?» Он объяснил: «Не пища важна, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного» Грех состоял в нарушении заповеди ради исполнения своей воли, пожелания чрева. И пост как раз помогает преодолеть власть «чрева» (то есть плоти).
Теперь ответим на вопрос «Зачем поститься детям?» Да затем же, зачем и взрослым. Детям надо учиться плоть подчинять духу. Через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла. Так же надо возрастать в послушании Церкви.
Конечно, по сравнению со взрослыми, дети ближе к миру ангельскому — хотя бы тем, что страсти в них еще не укоренились и не стали второй натурой. Но не один ребенок не свободен от греха, причем с первых дней своей жизни. Поэтому духовная польза от поста для ребенка несомненна.
Пост — это не отсутствие, а временная перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, проявления власти над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.
Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.
Как отличить, желает ли ребенок пищи по телесной потребности или по угождению чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность узнается по чувству голода, когда вкушающий не разбирается: «вкусно — невкусно» или «этого хочу — этого не хочу». А угождение чреву — это либо превышение нужного телу количества пищи, либо услаждение вкуса.
Увы, приходится сознаться, что мы не только почти все поголовно виновны в грехе чревоугодия, но и невольно вовлекаем в него детей. Получается, что мы хотим воспитать дитя здоровым, жизнерадостным а … развиваем в нем губительную страсть.
Каким образом это происходит?
Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: «От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности». Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной — нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может развращаться.
Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек становится слишком разборчивым, привередливым в пище. К сожалению, это очень часто происходит с. современными детьми. Их разборчивость, прихотливость — тревожный признак укореняющейся страсти.
Но не родители ли делают ребенка привередой? Всячески потакая его вкусу, лишь бы только вызвать аппетит. Вот как это происходит.
Любящее родительское сердце часто неспокойно, когда ребенок плохо ест. «Плохо ест» и «хорошо ест» — таковы главные характеристики здоровья ребенка. Что значит «плохо»? — меньше, чем хотелось бы родителям, и без аппетита.
Отсюда так хорошо знакомая всем картина: малыш сидит за столом; мама или бабушка развлекает его игрушками или сказками и одновременно кормит. Тот пытается увернуться от ложки, но иногда все же, увлекшись сказкой, автоматически открывает рот, куда вливается или кладется пища. Однако медицина говорит, что такая еда не пойдет впрок. Видимо, ребенок, которого кормят таким образом, не голоден — в этом все дело. Не понимая этого и опасаясь оставить дитя без питания, родители изобретают все новые блюда, готовят что-нибудь особенное, чтобы заинтересовать ребенка — привлечь его к столу без чувства голода. Так и начинается чревоугодие.
Большинство родителей, чьи дети «плохо едят» , сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. При этом скорость насыщения детского организма теми или иными веществами сильно превышает скорость выведения продуктов распада. Они со временем накапливаются в таком количестве, что начинают отравлять организм.
Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырехразовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно.