Рождество Богородицы. Иконография. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Рождество Богородицы. Иконография. - Ерошка.ру0Иконография праздника:

Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в до-иконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Можно привести росписи грузинских храмов: например, посвященный Богородице храм в Атени, был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий — видимо, в XI в. старые росписи были обновлены.

При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.

Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.

Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя — необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка.

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) — ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней — повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Давно, еще прежде сложения мира, предопределено было воплощение Бога, но до Пресвятой Матери не обреталось достойного вместилища для воплощения, а когда обрелось оно, то и воплотился Господь. Митр. Макарий, «Догматическое Богословие»

В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.

Святой Андрей Критский называет праздник Рождества Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине. «В Рождестве Божией Матери, — говорит св. Андрей Критский, — Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу».

Церковь называет Матерь Божию Багряницей Христа, облекшей Безначальное Слово человечеством, как царя пурпуром царского одеяния.

Рождество Матери Божией — это последнее предуготовление человеческого рода к принятию Божества. И оттого икона так полна человеческой благоуханной радостью.

В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость.
Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье.
Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не безсмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Божией Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.

На великой вечерне праздника в чтении трех паремий выражено пророческое чаяние Ветхого Завета о Рождестве Матери Божией.

Первая: сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символически прообразно образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь.

Во второй паремии говорится о башне Иерусалимской стены: и игумен пройдет сквозь врата и пребудет дверь затворена — образ приснодевства Матери Божией.

И третья паремия притча Соломонова, начинающаяся словами: «Премудрость созда Себе дом». Дом, созданный Премудростью, это Матерь Божия, ставшая жилищем ипостасной Премудрости — Бога Слова.
И в праздновании Рождества Божией Матери — Матерь Божия именуется Храмом Божиим — Божиим Жилищем. То, что в почитании Матери Божией остается неизменным, — Матерь Божия пребывает навек чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.

На иконе праздника «Рождество Матери Божией» Она изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленутой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы.
Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в Ней неизменно — полнота смирения.

Инок Григорий (Круг)

Оцените статью