Самое главное – осознать себя грешным
отец Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в подмосковном Акулове.
− Исповедуешься… А ничего в тебе вроде не меняется. Как тут быть?
− Как понять, что у тебя есть покаянное чувство?
− Не приведет ли постоянное покаянное чувство к самоуничижению, которое, как известно, паче гордости? Не подавит ли оно волю человека к духовной работе над собой?
− Господь все равно всех помилует. Так стоит ли волноваться по поводу своих грехов?
− Стыдно повторять грехи. Хочется искать разных батюшек, и тогда можно исповедоваться, как будто в первый раз. Или заставлять себя преодолевать стыд и исповедоваться как раз у одного и того же священника. Какой путь спасительней?
− Грехи наследственные и грехи злоприобретенные. Со вторыми понятно: просто нужно стараться их не совершать. А как быть с первыми, «доставшимися по наследству»? Можно ли с ними бороться?
То, что у нас называют «покаялся», − это не совсем то, потому что часто путают две вещи: считают, что покаяние – это когда человек пошел и исповедал свой грех.
Но исповедь греха – это только часть покаяния.
Первый шаг – это осознание своей греховности.
Следующий – когда человек исповедал грех.
И это тоже лишь ступень к стяжанию покаянного чувства.
Сущность человеческая в своем стремлении должна быть беспредельной, потому что человек должен уподобляться Богу, а уподобление Богу – бесконечное, это постоянное стремление к Богу.
Никогда нельзя будет сказать: «Я достиг».
Как я понимаю, здесь речь идет о стяжании Духа Святаго. Но состояние даже святых, находящихся уже в Духе Святом, тоже меняется: они все больше возвышаются в духовном смысле.
Часто спрашивают: что делать, если страсть уже проявилась, исповедуешь ее, а ничего в тебе не меняется?
Такое состояние бывает.
Но это не совсем так, что «ничего не меняется». Когда духовника афонского монастыря Филофей отца Луку спросили: «Как же так: мы причащаемся, а потом опять грешим, даже больше?! – он ответил: «Значит, боль сердечная еще не пересилила грех!»
Как понять, есть ли у тебя покаянное чувство? Каковы признаки этого?
Присутствие покаянного чувства – это, во-первых, смирение и терпение.
Это когда люди больше замечают себя, а не других, и с этим все связано
Во-вторых, это безропотное восприятие всего, что с тобой в жизни происходит.
Надо принимать с благодарностью все, что Господь посылает в жизни.
Во всяком происшествии стараться чувствовать себя грешным.
Потому что в любом инциденте есть доля нашей вины.
А главное – нужно молиться и просить помощи Божией.
Мы исповедуем, что без Спасителя мы не спасемся. Самому можно и нужно трудиться, но сам не очистишься.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что настолько скользкое наше душевное состояние, что как ни крути, – все равно один рог вверх торчит.
Самое главное – это осознать себя грешным.
А мы, глядя по сторонам, на тех, с кем мы живем, начинаем сравнивать – смотрим, кто как поступает. Не с людьми нужно себя сравнивать – нужно сравнивать себя с Законом Божиим.
Вся беда в том, что многие не знают заповедей или забывают о них. Но в человеке есть совесть, которая подсказывает ему, в чем он виноват. Необходимо помнить, что покаянное чувство – это сознание своей греховности, но без зримых образов. Потому что зримые образы душу пачкают.
Жизнь – это только добродетель. Если человек живет в любви – он живет, если в злобе – он умирает.
Поэтому нужно стараться забывать, как грех происходит, отбрасывать подробности, это все должно уйти в небытие. Но каяться в этом нужно, и сразу забыть и отбросить как уже не существующее. Это момент очень важный, потому что часто человек свое греховное состояние вспоминает, и оно в нем бередит все опять. От этого он получает не пользу, а некое отягощение и, таким образом, в настоящей, сегодняшней жизни многое упускает.
Нужно сейчас трудиться, а то, что уже прошло, нужно, покаявшись, отбросить и забыть. Поэтому нужно просто: «Грешен, прости, Господи, грешен», − и всё.
У Бога не переплатишь, нет-нет. Мы все время только недоплачиваем. Потому что мы даже и, по милости Божией, неизвестно, дойдем ли до покаянного состояния разбойника, который сказал: «Достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23, 41).
Мы еще не дошли даже до понимания, что «не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102, 10).
Все это относится к тому же самому покаянию.
Значит, нужно постоянно чувствовать себя грешным?
Да. В чем? В разной степени во всем. Некоторые говорят: «Я во всем грешен». В общем-то примерно так и есть. Но сказать-то можно, но тогда и чувствуй так, а то сказать то мы скажем, а чувствовать мы так не чувствуем.
Ну, грешен – так и есть грешен, так что же тогда переживать, что плохо о тебе говорят? Больше того, святые отцы как учат нас сносить наговоры, если считаешь себя грешным?
Одному из них говорят: «Ты знаешь, что про тебя говорят-то?» − и он даже не спрашивает, что говорят, а сразу: «Это еще хорошо, что про меня говорят, если бы они знали, какой я на самом деле, – так это еще пострашнее».
Вот какое это устроение – оно радостное и даже светлое.
Нужно стараться стяжать такое устроение – сознание своей греховности и милости Божией. Когд а душа одного человека вышла из тела, а потом возвратилась, он рассказал, что когда бесы стали ему грехи напоминать, то напомнили, что он отрекся от Бога. «Когда это было?»
− А оказалось, что просто как-то сидели и болтали языком, и его спросили: «Как ты думаешь, наверное, ничего там нет?»
А он, может, чтобы от него отвязались, как бывает в компании, сказал: «Ну, конечно, кто его знает…». Поддакнул – всё, отрекся от Бога. С мелочи все начинается.
Отец Иоанн (Крестьянкин) хорошо говорит о малом доброделании.
Он говорит, что надо стараться хотя бы в мелочах не согрешить. Сейчас часто говорят: «Зачем поститься? Главное не еда, а духовное».
Все они правильно говорят, что главное духовное, я на сто процентов с ними согласен. Но мы такие грешные, – не знаю, как вы, я очень грешный, – мне бы хоть пост соблюдать, а уж о духовном – где уж там, это не наша мера.
Если Господь поможет, конечно, может, что-нибудь и сделаем, но хотя бы пост выдерживать.
Хотя бы не переедать, хотя бы не съесть того, что по уставу не полагается. Это же не так сложно!
Поэтому именно с этого нужно начинать, с немногого.
Об этом Господь и говорит: кто хоть чашей холодной воды напоит, мзду получает.
Блаженной Феодоре, когда мытарства проходила, все было засчитано, даже то, что когда-то лампадочку поправила, зачлось ей. Нужно свою душу перестраивать на евангельский строй. Нужно каяться в грехах, которые мы совершаем, потому что мы часто в житейской карусели, в суете начинаем терять ориентацию: где правое, где левое.
И в результате получается, что вроде принципиальные споры – а не из-за чего, из-за пустого. Народ об этом говорит: «Дело выеденного яйца не стоит».
Потому что смысл всех вещей, которые в мире происходят, − духовный.
Потому что Господь старается, чтобы человек приобрел что-то хорошее, что-то сделал доброе для души, а диавол, наоборот, старается, чтобы человек хоть в чем-то согрешил, хоть в мелком.
Когд а человек начинает воцерковляться, он сначала ничего не понимает и только потом, постепенно начинает что-то понимать.
Очень часто я слышу: «Я чувствую, что стал хуже».
Дело в том, что человек раньше не чувствовал, а теперь начинает понемногу чувствовать свою греховность, видеть ее. То есть ходишь, исповедуешь свои грехи – и опять, и опять грешишь.
Но потом все же чувствуешь, что становится стыдно одно и то же одному батюшке говорить. Начинаешь по другим батюшкам бегать – это признак того, что тебе уже не все равно, хотя так, конечно, делать не надо.
Исповедоваться желательно у одного священника, это не значит, что нельзя у других.
Есть три вещи, которые часто в жизни бывают и которые мы, не задумываясь над этим, смешиваем, ставим на одну ступень: «нельзя»,
«не положено» и
«не принято».
Нельзя – грешить.
Не положено и не принято, например, матушке исповедоваться у своего батюшки. Но не «нельзя».
Не принято и не положено исповедоваться у разных духовников, чтобы не было лукавства: одному сказал одно, другому другое. И опять же – то, о чем мы уже говорили: стеснение перед духовником заставляет задумываться.
Очень сложный вопрос о наследственности грехов.
Когда человек стремится к спасению, он все-таки преодолевает свою наследственность.
При этом он страдает, в этом случае можно сказать, что за грехи предшествовавших поколений. Если же человек не борется с дурной наследственностью, то она его угнетает, мучает, мучают грехи, которые передаются по наследству, такие, как пьянство, всякие блудные вещи, потому что может быть некая предрасположенность в характере, в стремлениях.
Много примеров указывают на то, что существует такая связь поколений, когда передаются как добродетели, так и греховные наклонности.
Но это вовсе не оправдание: «Он такой, ведь у него дурные наклонности».
Нет, не так: ты такой родился, но должен быть хорошим человеком.
К этому нужно стремиться, а этот подвиг внутренней борьбы с тем, что тебе дано по наследству, − он очень высоко ценится в очах Божиих.
Представления о том, что наследственность непреодолима, не должно быть, потому что это неправильно.
Это означало бы, что человек предопределен на погибель.
Наследственность существует и положительная, и отрицательная, но человек или убавляет греховную наследственность, или усугубляет ее.
Так же, как и добродетель: человек может ее получить, но своей греховностью утратить, или же может умножить, как преподобный Серафим и другие святые, унаследовавшие добродетели своих родителей и возвысившиеся на еще большую духовную высоту.
Но все равно отвечать за свое каждый будет сам.
Говорят: человек – это продукт общества, была такая известная фраза в свое время. Ну, это как сказать: в некоторых случаях – да, а в некоторых – нет. В зависимости от того, насколько человек воспримет влияние общества. Будет он вместе со всеми бесноваться или будет удаляться дурного. Это человек.
Но ведь самое главное – есть Господь, который в любом обществе, в самых невероятных условиях оказывает поддержку, даже чудесную, или особое подкрепление. Таких примеров можно много найти в житиях святых и подвижников благочестия.
Последний вопрос: − Быть честным перед собой – это и есть быть честным перед Богом? Попробуйте ответить на него себе сами.
*Цитата взята из предисловия к книге протоиерея Валериана Кречетова «О самом важном», выпущенной издательством «Даниловский благовестник» Свято-Данилова монастыря (М., 2010).
Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему устроению. Кто как настроен, тот так и о других заключает, ибо кривое око на всех криво глядит.
Схиигумен Иоанн, валаамский старец.