Мышь-малютка

1. Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Это не простая мышь! Вид этой мышки обитает в Африке. У нее дома вода – большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питье на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Ее мышь и пьет. (57 слов)

2. На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в землю семена. Вырастут березки, сосны да липки. (По Э. Шиму). (71 слово)

Тексты слуховых диктантов (для учеников 3 класса)

1. На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленые кусты малины. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенечек и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся черный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали сучья малины. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (По Г. Снегиреву). (62 слова)

2. Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплетные цеха. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин. (По А. Баркову). (76 слов)

Тексты слуховых диктантов (для учеников 4 класса)

Первый раз мы встретились в лесу. Грузная жаба сидела на тропинке. Она не пыталась удрать. Я приблизился к жабе и осмотрел ее. У жабы были удивительные с темными точками глазки. На брюшке блестела нежная кожа. Луч солнца пробежал по лаковой спинке. Большая жаба была красива! Почему это не видят другие? Жаба прыгнула под старый пень. Там ее жилье. Я часто приходил к старому пню и всегда встречал ее. (68 слов)

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 2 — 3 КЛАССОВ.

Снежная баба (С—3)
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)

Зима (Твердые и мягкие согласные)
Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)

Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)

Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)

Кормушка (Ш—Ж)
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки. (28 слов)

Пришла весна (3—Ж)
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Весна (Ц—Ч)
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)

Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)

2—3 КЛАССЫ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)

На катке (Мягкий знак в середине слова)

Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)

На елке (Мягкий знак в середине слова)

В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)

Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)

Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)

Тетерка (О—Ё)
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она от¬водила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)

Жеребенок (О—Ё)
Девочки побежали на конюшню смотреть маленько¬го жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косил¬ся на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)

Как устраивают гнезда (У—Ю)

Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут та~ кую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)

Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Глухие и звонкие согласные
Булька (П—Б)
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.
Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (48 слов)

Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя по¬дошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)

Отдых (Т—Д)
Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята за¬брались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз. (41 слово)

Зима в лесу (С—3, сильная позиция, П—Б, сильная позиция, оглушение)
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя за¬ячья шубка.
Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу. (44 слова)

Гроза (С—3)
После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все небо за¬тянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы. Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень. (40 слов)

Была зима (С—3)
На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело си¬деть у окна и смотреть па узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)

Весна-красна (С—3)
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)

Плохой поступок (С—3)
Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.
Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.
Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой. (47 слов)

Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осе¬ли и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои на¬рядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, за¬звенит. (59 слов)

Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)

Испугались волка (К—Г)

Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)

Первый космонавт (К—Г)
Человек полетел в космос и вернулся на родную землю. Этот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.
Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину! (43 слова)

Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. За¬цвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)

Зима (Ш—Ж)

Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)

Варежки (Ш—Ж)
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)

Тетя Шура (Ш—Ж)
Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову. (43 слова)

Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)

На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)

Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки; березки, липки. (49 слов)

На озере (Оглушение)
Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко. (42 слова)

Зима (Оглушение)
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима при¬шла. (49 слов)

Зимой (Оглушение)
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Зима в шкафу (С—Ш)
В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.
В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом. (4t слово)

Была трава (С—Ш)
Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок. (43 слова)

Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)

Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)

На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)

На лугу (С—Ц)
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)

Птицы (С—Ц)
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)

Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени¬лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)

Птицы (
Ц—Ч)
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)

Находчивость (Ц—Ч)
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про¬изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—1Д)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Сонорные согласные звуки
Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)

Оцените статью