При активном слушании ваша задача — понять говорящего, и дать ему знать об этом. Когда мы говорим «понять», то имеем в виду не только содержание его слов, но и его эмоциональное переживание.
Обнаружено, что решить эти обе задачи (понять и дать знать) помогает следующий прием:
Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние.
Если ваш ответ точен, то собеседник чувствует, что вы как бы присоединились к его переживанию, что вы «разделили» его.
И это чувство очень важно для каждого: происходит то, о чем говорит мудрая пословица: «Разделенное горе уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое усиливается».
Напомню некоторые рекомендации.
— Воспроизводя сказанное собеседником, вы можете повторить отдельное слово, или фразу, или использовать парафраз (то есть, передать тот же смысл другими словами); если человек говорил долго, то можно сделать резюме.
Возьмем пример.
Маленькому ребенку сделали укол, он плачет и говорит: «Больно, доктор плохой!».
Ваш ответ:
«Тебе больно и ты сердишься на доктора» (заметим, этим не закончится ваша беседа с ребенком, мы обсуждаем лишь ваш первый ответ
Другой пример:
ваша дочка-школьница заявляет: «Не надену я эти дурацкие туфли, над ними все в классе будут смеяться».
Ваш ответ в стиле активного слушания: «Тебе не нравятся эти туфли, ты боишься, что ребята тебя засмеют».
В первом примере в ответе родителя было точно повторено слово «больно», а также озвучено чувство ребенка «сердишься». Во втором примере слова «боишься, что ребята тебя засмеют» есть парафраз высказанного опасения девочки («все в классе будут смеяться»), а также называется ее чувство («боишься»).
-Наряду с Активным слушанием используется так
называемое Пассивное слушание.
Это тоже форма активного внимания к проблеме собеседника, только с малым количеством слов. Это могут быть отдельные слова, междометия («как жаль», «неужели?», «ой!» «гм-гм»…), кивки головы, внимательный взгляд.
В технику Активного слушания входит также ряд других правил и рекомендаций.
-Очень важно после вашего ответа держать паузу.
Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств.
Такое умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника (иногда даже говорят погружаться в него) — одно из главных и трудных условий активного слушания.
Когда оно выполняется, между вами и собеседником возникает раппор.
Это иностранное слово означает особенно доверительный контакт.
— Еще одна важная подробность касается ваших интонаций.
Повторять сказанное нужно в утвердительной, а не вопросительной форме.
Когда вы задаете вопрос, то это значит, что вы хотите информировать себя.
А когда вы произносите ту же фразу в утвердительной форме, вы рассказываете собеседнику то, что услышали о нем.
Давайте сравним:
видя, например, страдание на лице другого, в одном случае вы можете спросить: «Тебе больно?»;
в другом случае вы произнесете утвердительно: «Тебе больно».
Где прозвучит больше сочувствия и понимания? Признаюсь, разница тонкая, но человек «в беде» ее всегда замечает.
И это потому, что в первом случае вы задаете вопрос для себя, чтобы подтвердить свое впечатление (пусть даже о нем).
Во втором же случае вы показываете, что вы разделяете его боль.
— Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально, то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы. Важно, чтобы ваши глаза находились на уровне его глаз.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребёнком ТАК?»