Советы священника. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Советы священника. - Ерошка.ру0СВЯЩЕННИК ДИМИТРИЙ МОИСЕЕВ: «ЕСЛИ РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ К БОГУ, НИКТО НЕ МОЖЕТ ЕГО ОСТАНОВИТЬ. ДАЖЕ САМИ РОДИТЕЛИ».

– Сегодня беседу с батюшкой мы посвятим весьма неординарной ситуации, которая складывается в нашем обществе. В современном духовном просвещении весомую роль начали играть дети. Нередко именно они приводят своих родителей к вере и Церкви. О таком необычном явлении мы пригласили поговорить клирика храма Рождества Христова священника Димитрия Моисеева.

Батюшка, скажите, как часто дети приводят своих родителей в храм?
– В девяностые годы мы действительно могли часто наблюдать, как дети приходили в церковно-приходскую школу, а потом постепенно начинали воцерковляться их родители. Сейчас эта ситуация сложнее, – но факт: сначала приходили дети, а потом родители приближались к Церкви. Эта тенденция сохраняется и по сей день.
– О чем она может свидетельствовать? Детей так легко убедить или духовное развитие родителей совсем упало?
– «Душа человека – христианка», и каждый человек имеет потребность в духовной жизни, обращении к Богу. В годы советской власти это стремление было модифицировано под видом атеистической и коммунистической идеологии. Была распространена своего псевдорелигиозная деятельность. И многие люди «благодаря» этой деятельности были отдалены от истинной церковной жизни. Перелом 1990-х и начало 2000-х годов – время перехода к вере, к духовным корням нашей культуры. Этот перелом был очень болезнен для многих людей, поскольку они уже прожили жизнь. А на склоне лет оказывается, что идеалы и принципы, которым их учили в школе, – не идеалы. Истинные идеалы они обрели только в преклонном возрасте.

– Детям, наверное, попроще: у них все-таки нет стереотипов, штампов, им не приходится это ломать, они просто по наитию, по своей природе идут в Церковь?

– Дети просто не подверглись той мощной атеистической пропаганде, которой подверглось старшее поколение. Я на своем примере могу сказать, мы жили на переломе: с одной стороны, нас воспитывали в духе атеизма, с другой – в студенческие годы мы уже приобрели доступ к духовной литературе, храмы начинали открываться. А более молодое поколение растет в период, когда массированной атеистической пропаганды не наблюдается. Хотя эти идеалы атеизма в сознании очень многих людей до сих пор сохранились.

– Дети больше ведут родителей молодых или уже в возрасте? Есть такие случаи, когда приводят молодых родителей, хотя им можно было бы и самим прийти к вере?

– Такие случаи бывают, когда дети начинают ходить в воскресную школу. Тогда молодые родители сами подтягиваются, это для них становится той сферой, которая помогает им войти в церковную жизнь, облегчает этот путь. Для них это становится понятнее и естественнее. Бывает, что молодежь, проходя духовный путь, обретая веру, воцерковляясь, привлекает внимание родителей. Есть случаи, когда сами родители ходили в храм, но боялись креститься. У них была икона дома, но они не знали, что это спасительно. И воцерковление их детей, которые уже тоже завели семьи и начали ходить в храм, послужило толчком, чтобы и эти люди стали церковными. В людских судьбах бывают очень разные ситуации, но для нашей эпохи характерна тенденция, когда дети приходят к Церкви раньше, чем их родители.

– Существует воскресная школа для детей, а есть ли такая школа для родителей? Есть ли совместные, где они бы вместе могли начинать учиться и познавать это все, потому что уровень наверняка одинаковый, раз они вместе пришли?

– Воскресные школы для взрослых есть – как при нашем храме, так и при многих других крупных храмах. Созданы такие школы, где преподаются основы веры не на детском уровне, а на уровне взрослого понимания. Существует также, помимо этих школ, целая сеть курсов – катахизаторских, миссионерских, библейских, где взрослые могут получить знания о вере и облегчить свой путь к Церкви. А школы смешанные, где взрослые и дети, – это не простой тип. Его не существует в чистом виде. Но, например, в нашей воскресной школе храма Рождества Христова часто родители, в 90-х годах, ходили на занятия для детей. И информация, которая давалась детям, была нова и для них: благодаря ей они тоже получали сведения о Церкви. Сейчас немного другая ситуация: есть дифференцированное обучение для детей и взрослых. Но опять же – появляются семейные клубы. В рамках семейного лагеря процесс одновременного постижения веры, знания о Церкви и о Боге тоже возможен. Мы стараемся и в нашем приходе такие формы развивать. У нас уже несколько лет проходит лагерь в Нижнем Селе на Чусовой, где восстановлен нашим приходом храм Архангела Михаила. В этом живописном месте на Чусовой мы организуем палаточный лагерь, в котором живут дети из воскресной школы, молодежь из молодежного клуба и родители прихожан. Такая форма объединяет разные возрасты, и работая в таком лагере, можно добиваться, чтобы все получали знания о Боге и Церкви в совместном жительстве.

– На мое предложение посещать воскресную школу я нередко слышала такие ответы: «Чему там учиться? Молиться и креститься? Мы и так это умеем. Чему можно еще там научиться?» Чему могут научить в воскресной школе?

– Когда я сталкивался с таким, я наоборот, видел заинтересованность, особенно людей старшего возраста, в такой форме обучения. Они говорили, что «нам не хватает знания, мы уже прожили почти свой век, а элементарных вещей не знаем». Чаще наоборот: люди спрашивают, где можно этому научиться? Но, к сожалению, бывает трудно ответить на этот вопрос. Поэтому наша задача – постараться организовать форму обучения для взрослых, где они могли бы получить основные понятия о Боге и Церкви.

– То есть там не только ритуалы изучаются, там изучается… что?

– Там изучается вероучительная истина, то есть учение о Боге, Его Промысле, Церкви, о том, как человек должен жить церковной жизнью, праведной. Потому что перерыв в традиции в советский период привел к тому, что люди не понимают, что значит церковная жизнь. Они видят обрядовую сторону либо с положительной, либо с отрицательной стороны и по этому судят содержание церковной жизни. Но на самом деле эта жизнь иная – она более глубокая; многие наши современники этого просто не видят.

– Отличаются ли родители, которых привели в Церковь дети, от родителей, которые сами пришли и привели своих детей?

– Они отличаются своим жизненным путем. Человек, который сам приходит к Богу, порой проходит непростые жизненные испытания. И когда он обретает Бога, для него это дар, который он заслужил в результате жизненных коллизий. А человек, который пришел через ребенка, этот приход ощущает плавно и естественно.

– То есть дети не только сделали благо, приведя родителей к вере, но еще и уберегли от каких-то испытаний?

– Да, от зла, которое происходит от неверия. Потому что человек неверующий лишен веры, помощи Божией, надежды на жизнь вечную…

– Как может быть, что у неверующих родителей появляется ребенок, который верит – и более того, приводит к вере? Откуда это дано? От рождения, в воспитании не культивируется данный образ жизни. Тем не менее ребенок сам как-то находит дорогу к храму, а потом еще и родителей приводит.

– В этом мы видим еще одно доказательство бытия Бога – что, несмотря на семьдесят лет мощной атеистической пропаганды, люди сами приходят к вере, обретают Бога не только сами, но и близких своих приводят к вере. Это говорит о том, что Бог силен и призывает людей, детей, молодежь к Себе. Они сами проходят этот путь от безверия до веры.

– Мы разобрали такую хорошую, положительную ситуацию. Но как быть детям, у которых родители против того, чтобы дети ходили в Церковь, против их Крещения – либо равнодушно к этому относятся? Потому что дети переживают – они почувствовали благость Божью и хотят, чтобы и родители почувствовали это, но родители категорически против. Как быть ребенку? Может, родителям тоже подскажете какие-то советы?

– Ситуации бывают разные, и действительно бывает так, что отношения настолько жесткие, что ребенок просто не может прийти в Церковь – креститься, посещать богослужения, участвовать в таинствах… К счастью, такие случаи встречаются редко. И в этом случае ребенку нужно веру хранить в своем сердце и, когда достигнет совершеннолетия, самому определиться.

Родителям неверующим хочу сказать, что, если ребенок стремится к Богу, никто не может его остановить, даже сами родители. Потому что он вырастет и все равно сделает свой выбор. Самое разумное – все-таки не препятствовать этому. Ребенок верующий огражден от многих искушений в этой жизни, соблазнов, в которые впадают неверующие дети и молодежь. Есть такие данные: преступники подросткового возраста, подавляющее большинство – из неверующих семей. Есть вероятность увеличения алкоголизма, наркомании, проституции, если дети не укоренены в вере – нет нравственной заповеди, нет того, что называется страхом Божьим – страха потерять любовь Божью.

– А когда родители не пускают к Богу… Ребенок, естественно, обижается; можно ли ребенку судить и обижаться на своих родителей?

– Судить не нужно: «Не судите, да не судимы будете». Даже если есть скорбные ситуации в связи с непониманием родителей, их не нужно осуждать и учительствовать. Надо просто смиренно выполнять свой сыновний или дочерний долг перед ними. При этом это должно быть не в ущерб вере: веру хранить в сердце своем в исполнение тех Заповедей, которые нельзя нарушать. Но в житейских вещах надо родителей почитать, любить их и молиться за них. Мы не должны нарушать Заповедь «почитай отца твоего и мать твою, благо тебе будет, да долголетен пребудешь на земле». Когда дело касается веры, это не означает, что дети должны слепо следовать родительской воле.

– То есть свою веру где-то в себе спрятать, а потом, когда будешь совершеннолетним и появится свобода, там уже можно…

– Нет необходимости проявлять противоречия в вере, переносить на чисто житейские отношения, потому что вера должна быть прежде всего внутри.

– А «детская» вера отличается от «взрослой»? Если да, то чем?

– Детская вера отличается, и Сам Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Детская вера отличается простотой и бесхитростностью, она живая и непосредственная, цельная. А к вере взрослой уже приурочивается мышление житейское, рациональное, мудрование. Взрослому человеку, имеющему багаж житейских знаний, гораздо сложнее воспринимать чудо Божьего творения, чудесность самой жизни. Ведь ребенок все воспринимает как чудо, потому что видит это в первый раз и удивляется, восхищается новому. Чем больше человек живет, тем меньше начинает замечать эту «чудесность».

– Как тогда сохранить эту детскую веру в чудеса, детскую чистоту и открытость? Как ее сохранить до взрослого возраста?

– Господь к этому и призывает «Если не будете как дети, не войдете в Царство небесное». В Заповедях Господних говорится о нищете духовной; мы не должны превозноситься тем, что имеем. Если мы имеем знания, имеем кандидатские, докторские степени – это еще не значит, что мы постигли всю мудрость этого мира. Даже если бы мы познали эту мудрость, то это ничто перед мудростью Божьей. Человек, имеющий смирение, нищету духовную, способен воспринимать больше, чем видит око, чем разумеет наш рассудок. Вера от сердца идет, а знания от разума, от рассудка. Порой сердце быстрей нам истину открывает, нежели логические упражнения.

– Первое таинство в жизни ребенка совершается, как правило, в младенчестве, в несознательном возрасте. Наверное, второе большое таинство, такое серьезное для него испытание – это Причастие. Как подготовить ребенка к первому Причастию?

Здесь он идет уже осознанно, он уже будет говорить о себе…

– В младенчестве совершаются таинства Крещения и Миропомазания. Потом младенцев обычно приносят в храм и причащают – это очень важно, чтобы благодать Божья не отступала, чтобы в таинстве Причастия ребенок имел благое общение с Богом. Когда ребенок подходит к возрасту, когда начинает осознавать свои поступки, лет семи, – тут нужно подготовить ребенка к Исповеди. Это возраст характеризуется тем, что человек уже способен сознательно каяться в своих проступках, грехах.

– Как ему объяснить, что такое грех?

– Обычно, если ребенок ходит в церковь, он знает, что такое грех.

– Ну, все равно наступают какие-то первые моменты, когда надо объяснить, даже 3-4-летнему ребенку, что это грех.
– Это отдельный большой вопрос, а вот как подготовить к Исповеди, я могу сказать в двух словах. Нужно ребенка успокоить, потому что это психологический барьер, для многих детей это является препятствием. А взрослые, особенно крестные родители, должны помнить, что их обязанность – подготовить ребенка к Исповеди. Ребенку нужно сказать, что надо подойти к батюшке и просто побеседовать. Батюшка уже сам спросит, в чем ребенку нужно покаяться. Результатом этой беседы должно быть отпущением грехов. Многие дети этого не понимают, для них это ново, они боятся этого.

– Боятся сознаться или боятся общаться со священником?

– Здесь это соединено… Боятся обличать свои грехи.

– А стоить говорить, что священник не будет тебя ругать?

– Можно сказать, потому что ребенок не знает, что его ожидает. Взрослому-то, когда он в первый раз идет на Исповедь, тяжело, а ребенку уж тем более. Когда он еще со всем новым знакомится… Ребенку надо просто объяснить, что в этом нет ничего страшного.

– А стоит ли составлять список грехов? Или это батюшка будет задавать вопросы?

– Понимаете, в семь лет дети еще не умеют писать. Тогда Исповедь превратиться в подготовку домашнего задания, где участвуют родители. Лучше этим не заниматься, а просто подвести ребенка к батюшке…

– Ребенок сам должен найти свои неправильные поступки, и это будет родитель говорить: «Вот ты помнишь, тогда ты то-то сделал?» Или вывести ребенка, на то, чтобы он сам поискал в своем поведении какие-то неверные шаги?

– Дети бывают разные и с разными способностями. Есть дети, которые могут прийти и сразу сказать: «Да, Боженька, прости меня, я чашку разбил, обманул» или еще что сделал. Другим нужна помощь, им нужно объяснить, в чем же заключается грех, если ребенок в церковь не ходил. Объяснить, что в Исповеди мы просим прощения – как у родителей просим, так надо и у Бога попросить.

– А если ребенок не согласен, говорит: «Я не виноват, почему я должен за это извиняться?» Стоит ли его заставлять поговорить с батюшкой?

– Дети-то как раз более чувствительны к своим грехам, чем взрослые. У взрослого может быть самооправдание, а дети более просты и чисты. Если они что-то натворили, им совесть подскажет, что «здесь ты не прав». В этом смысле дети готовы, единственно: им нужно объяснить, зачем исповедоваться – как просим прощения у родителей, они нас прощают, так же и Бог, Который огорчен нашими грехами и проступками, Бог тоже ждет, чтобы мы примирились с Ним. А наше Покаяние и есть примирение с Богом – в этом примирении Господь прощает грехи и водворяется мир в нашей душе в отношении с Богом.

– Телезрительница задает вопрос: «Дети, когда делают уроки, плачут, если, что-то у них не получается. Является ли это какой-то разновидностью гордости? Что делать маме?»

– Я бы не сказал, что это является разновидностью гордости. Все зависит от возраста и способностей ребенка. Есть возраст, когда дети еще не умеют доводить дело до конца. Ребенку еще не дано решить эти задачи, он прилагает усилия, но все они оканчиваются неудачей. Конечно, ребенок в таком состоянии может поплакать, отказаться от решения этой задачи – не всегда здесь присутствует гордость. Хотя бывает, что ребенок воспитан так, что он высокого мнения о себе. И если у него что-то не получается, он может закапризничать. Но все объясняется необходимостью помогать детям.

– Что мама должна сделать в данной ситуации? Успокоить его или, наоборот, назидать, или не трогать вообще? Что сделать в конкретной ситуации?

– Я думаю, надо все-таки успокоить ребенка, чтобы он смирился со своей немощью, и в то же время обнадежить, что у него есть возможность еще, если у Бога попросить, эту задачу решить. И для начала показать, каким образом это делается. Чтобы ребенок в совместном труде с родителями обрел веру в свои силы. Увидел действия, которые требуются для решения задачи. Нужно терпение взрослых, терпение ребенка. Учеба – это труд, в котором необходимо терпение. Этому нужно детей учить. Пусть ребенок с помощью родителей решит одну, вторую, третью задачу – тогда появится навык, который постепенно приведет ребенка к способности самому решать задачи. Это задачи педагогики – учить ребенка самостоятельно справляться с заданиями.

– Стоит сначала самим приложить усилия, а потом оценивать, что это у ребенка – гордость? Заставлять примириться или победить гордость у ребенка? То есть сначала родителям нужно..?

– Если родитель видит, что в этом присутствует элемент гордости, то надо учить смирению. Указать на то, что взрослые тоже не все могут. Надо со смирением подходить к своей немощи, понимать, что мы не все можем. Если мы это понимаем, то следующий шаг – просить у Бога; ведь на этом вся духовная жизнь основана. Нищий – тот, кто просит и получает. Преподобный Сергий Радонежский тоже не мог постигать книжные знания, не имел такой способности. Но он молился, и ему Господь дал дар явным образом; он постиг книжную мудрость. Так и нам нужно, если возникает ситуация, когда ребенок не может решить какую-то задачу, самим не раздражаться. Не укорять ребенка, что «ты такой неуч». А постараться с этим смириться и находить пути, чтобы ребенок смог своими трудами, с Божьей помощью, становиться более опытным. Главная цель в обучении – не столько в обретении знания, навыков, сколько в обретении способности самостоятельно решать жизненные задачи и постигать Премудрость. Не напичкать знаниями, а научить учиться. Это пропедевтика знаний богословских и более высоких – не только знаний этот мира. Человек, который научился учиться, может и в жизни различать жизненные, бытийные схемы.

«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии».

Оцените статью