Спасительный путь. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Спасительный путь. - Ерошка.ру0Теснота пути

«Входите тесными вратами» (Мт. 7, 13)

Среди христиан, идущих тесным, спасительным путем, можно выделить две категории:

I. Добровольный путь усиленной молитвы, воздержания, нищеты, самоотверженного служения ближним. Такие христиане могут и не испытывать внешних гонений («все желающие жить благочестиво во Христе, будут гонимы» (2 Тим. 8, 12)), т.к. гонят уже сами себя.

II. Терпение внешних скорбей.

«Многими скорбями надлежит вам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22).

«Живущим в покое невозможно пребывать в любви Господней, и поэтому Он отказывает им в покое…» (Исаак Сирин Сл. 67 и 69).

«Там где нет произвольного подвига — «самогонения» — там неизбежен путь скорбей».

Поэтому при встрече испытания будем говорить: «Не забыл — посетил меня Господь. Слава Господу за все».

Начнем учить детей как можно ранее, вести учение на примерах и вести его непрерывно и с последовательно возрастающей нагрузкой.

«В основном это будет укрепление воли и самообладания, обучение искусству преодолевать свои пожелания, превозмогать лень и принуждать себя к послушанию».

1). В младенческом возрасте это будет прежде всего обучение терпению.

Феофан Затворник говорит: «Должно поставить правилом приучать тело (ребенка) безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемены температуры, сырости, жара холода, уязвлений, болей и проч. Душа в таком случае является владелицей цели».

2). Обучение детей пересиливания себя, никогда не распускаться и держать себя как бы в известном напряжении и внимании: быстрое вставание с постели утром, не позволение себе нежится и валяться; мужественное преодоление усталости, голода и боли; прямо сидеть за столом, не разваливаясь, вставать при разговоре со старшими, если те стоят, уступать в транспорте место старикам и т.д. Главное — развитие у детей прочных навыков и привычек. Важно приучение к самостоятельности: с раннего возраста «приготовление себе постели вечером и убирание утром, чистка обуви и платья, уборка своего столика уголка и т.д.». Для девочек — шитье, вышивание, штопанье, вязание, уборка комнат, мытье посуды, помощь старшим в приготовлении пищи и т.п. Для мальчиков — выполнение различных домашних поручений — починка утвари, покупка припасов и т.п. За городом — сбор ягод и грибов, хворост для печки, траву для дом. животных.

Во всем нужно требовать тщательности и аккуратности: «и все, что делаете, от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 28).

Горе ребенку если он живет в богатстве, в окружении слуг, в баловстве, в изнеженности. «Ничем нельзя так развить в человеке чувств гнева, как нежным воспитанием» .(Сенека)

«Будем же знать строгую меру и время при подарках детям или выдаче им сластей», в исполнении или отвержении их просьб.

Путь «самогонения» (I) кажется трудным с внешней стороны, но зато он более преисполнен благодатных утешений и внутренней радости. Путь же (II) неизбежного терпения и скорбей, посылаемых для спасения от Господа, это чаще всего путь тех, кто «двоятся в мыслях» (Иаков 1,..), тех, кто «взявшись за плуг, озираются назад» (Лк. 9, 62) — на грешный мир с его соблазнами, удовольствиями, развлечениями и нарядами. Он скорбен более первого.

Пожелаем же для наших детей выбрать путь самопроизвольного подвига.

Учите детей опираться не на вас, а искать опоры всецело у Господа. «И в час, когда вас не будет с ней (с ним), она (он) не останется одинокой (ким) и беспомощной (ным) и без поддержки».

«Сердце девушки у которой нет возле нее матери, и которая не умеет прибегать к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется» (из беседы духовника с матерью дочери).

Совершенная радость

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16)

Та радость совершенна, которая «незыблема, не зависит от внешнего мира и высших переживаний и будет сопровождать христианина в Вечное Царство Христа». Эта радость о Духе Святом, Которого стяжала (т.е. приобрела, скопила) душа христианина.

Образ Серафима Саровского — образ необычайной радости, всех он встречал: «Радость моя». Другой пример — старец Амвросий Оптинский: несмотря на частое истощение сил он шутил, говоря в рифму фразы, ободрял окружающих.

Истинная радость «раскрывается в исполнении заповедей Господних, в тихие минуты молитвы и духовного чтения, в деятельном служении ближним, а для более крепких духом — в добровольном подвиге, понесенным ради Христа».

Время детства, время игр.

Игра — подготовка его к жизни, развитие телесных, душевных и даже духовных способностей. Родители должны тщательно следить за детскими играми, направлять их, самим по возможности принимать в них участие. Нельзя запрещать невинных детских игр, хотя бы они беспокоили взрослых..

Пусть ребенок бегает и резвится (в меру), «с ним играет Ангел Господень», — говорил Серафим Саровский о игре одного ребенка.

И пусть родители и взрослые снисходят в играх к детям, пусть говорят с ними детским языком, умаляются до их возраста. Хорошо, когда среда обычаев церкви откладывает отпечаток на характере игр детей. В истории Церкви был случай, когда мальчик играл в священника, совершающего обряд крещения над другими детьми, язычниками. Св. Александр, наблюдавший за игрой, созвал духовный совет, на котором решили, что в виду правильности возгласов, вопросов и ответов в игре, считать крещение действительным.

Мальчик, игравший роль священника, стал в последствии епископом. Отсюда видно, что на детей сходил Дух Святой.

Поможем, при возможности, детям в их играх быть близкими к духовному миру. Пример: Рождество, пение Рождественских песнопений, декламирование стихов о Рождестве, детские спектакли (пьеса в духе учения Христа). Канун Троицы: украшение дома зеленью. Пасха: крашение яиц, вынос свечей, подача кадила и т.п.

Чистую, умиротворяющую радость дает всегда общение с природой. Детей надо учить чувствовать среди природы Создавшего ее «и постигать Его благость, Промысел, Всемогущество и непостижимую Мудрость». Если нет возможности воспитывать детей среди природы, то хотя бы увозить туда детей на возможно долгие сроки.

Чистую и возвышенную радость дает и хорошая музыка, особенно же, духовная музыка и пение. От плохой же, безнравственной и легкомысленной музыки следует беречься.

Из игр для девочек не может быть лучше игры в куклы, шитья для них и вышивания. Для мальчиков — игра в стройку. Прятки, жмурки, догонялки — тоже хорошие игры.

Если есть в доме есть птицы (дети ухаживают за ними), то их следует выпускать на волю на Благовещение.

Шахматы вредны (изнурением ума, времени, тщеславием), так же не полезен и футбол, коллекционирование марок, карты (карты часто разоряют семьи). Из настольных игр выбираются те, которые развивают память и сообразительность без азарта.

Постараемся использовать время прогулок целесообразно: хорошо посещать больных и бедных, помогая им. Так можно приучать детей к самому важному в жизни — искусству жить жизнью других — радоваться радостью ближних, утирать слезы скорбящих, утешать страждущих, кормить голодных.

Полезно для детей во время прогулок заходить в церкви или часовни, прикладываться к иконам.

Дети любят путешествовать, надо выбирать для путешествий те места, которые освящены благодатью (монастыри).

Не надо поощрять сбора коллекций насекомых.

Недопустимы гадания, спиритические сеансы.

Сама благодать Господня, пребывающая с детьми, живущими с Богом, сама часто умудряет их и предохраняет от нечистого.

Оцените статью