Сретение Господне — история и смысл праздника.
Сретение Господне — двунадесятый праздник, отмечается 2 февраля по старому стилю, 15 февраля по-новому. Слово «сретение» значит встреча.
На 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме и посвящались Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорождённых от постоянного пребывания на службе при храме.
Сопровождающий Богоматерь Иосиф Обручник — опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, принёс за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения — двух голубиных птенцов.
В это же время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26).
Симеон — учёный человек, в числе 70-ти переводчиков в 3 веке до Рождества Христова при египетском царе Птоломее переводил Священное Писание Ветхого Завета. В книге пророка Исаии, при переводе фразы «Се Дева во чреве примет и родит Сына…», он хотел исправить слово «Дева» на «молодая женщина», потому что не поверил, «как может Дева родить?» Ангел Божий предстал пред ним и запретил исправлять, предсказав, что он сам станет свидетелем этого чуда.
И вот этот день наступил. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Христа, Симеон, по вдохновению Святого Духа пришёл в храм. В это же время в храме служила пророчица Анна. Никто из обычных посетителей храма не увидел в принесённом Младенце Спасителя мира, однако «род человеческий, — говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, — успел выслать на сретение Его двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом».
Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нём «Утешение Израилево», обетованного Мессию и в священном трепете и восторге воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, так так видели очи мои спасение Твое, свет во откровение народам и славу людей твоих».
«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём», — замечает евангелист и продолжает: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит на падение и на восстание многих в Израиле…» (Лк. 2, 33-35). В этих словах Симеон, названный позже Богоприимцем, провидит то время, когда покоящийся на его руках Младенец Иисус выйдет на проповедь и как различно воспримут Его люди.
В Иерусалимской Церкви этот Праздник был уже в 4 столетии.
Однако Особенная торжественность Сретения Господня была придана при императоре Юстиниане (527-565). Константинополь и его окрестности поразила эпидемия моровой язвы, принявшая угрожающие размеры. Затем произошло грозное и опустошительное землетрясение в Антиохии, от которого город был сильно разрушен и погибло много людей. В Праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено торжественное бдение, сопровождавшееся усердной молитвой об избавлении от постигших бедствий. Моровая язва прекратилась.