Борис Ганаго: Светлый праздник Рождества
На сей раз бабушка встретила Дмитрия Михайловича словами:
— Приближается большой праздник — Рождество Христово. Мы к нему давно готовимся. Но нам хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы, которые у нас возникли.
— Какие именно?
— Ну-ка, Серёжа, давай твой.
— Почему, — Серёжа от напряжения даже наморщил лоб, — Бог — Он же Дух — стал человеком, Иисусом Христом?
— Вопрос этот возник и у меня, — присоединился к сыну папа. — Бог же Всемогущий. Он мог бы явиться на землю в таком виде, чтобы все затрепетали от страха и стали послушными. Он мог бы творить чудеса на глазах у всех людей, и все поверили бы в Него. Почему же Он явился им как человек?
— Такие вопросы, — Дмитрий Михайлович снова использовал для ответа притчу, — волновали и одного индуса, которого привлекало христианское учение. Но некоторые истины оставались для него загадкой. Такой непостижимой тайной для него была и тайна Боговоплощения, то есть явление Бога в образе человека, тайна рождения Христа.
Однажды, прогуливаясь и размышляя об этом, он едва не наступил на муравейник. Несколько минут он наблюдал, с каким старанием работают муравьи. Но вот его тень, заслонившая солнце, встревожила насекомых, которые, почувствовав опасность, стали прятаться. Он, полный ласки и заботы, сказал: «Дорогие, не бойтесь! Я не причиню вам никакого вреда. Я, как и вы, Божье творение. Зачем же я буду вас обижать? Хотите, я помогу вам? Почему вы убегаете, я же люблю вас?!»
Но муравьи удирали подальше. Его слова ничего для них не значили, потому что они их не понимали.
И тут к нему пришло решение волновавшего его вопроса. Как вы думаете, о чём догадался индус?
После услышанной истории ответ показался Серёже лёгким:
— О том, что Бог решил стать подобным человеку, чтобы люди не испугались Его.
— Правильно, чтобы они не видели в Нём чужого.
Но, поскольку ответ не был исчерпывающим, расспросы продолжались:
— Почему Он хотел, чтобы люди не боялись Его?
Полагая, что дети вряд ли додумаются, ответила мама:
— Вероятно, для того, чтобы не лишать людей их свободной воли, чтобы они совершали свои поступки не из страха, а так, как подсказывает им совесть.
Бабушка дополнила:
— Бог не хотел превращать людей в подневольных рабов, боящихся плети. Он хотел, чтобы мы стали Его чадами — сыновьями и дочерьми, Его наследниками.
— Замечательно. Господь хотел завоевать наши сердца Своей любовью, — подытожил Дмитрий Михайлович и предложил: — Так как вы готовились к празднику, читали о нём, то, может быть, мы устроим маленький экзамен? Согласны?
— Как, детки, рискнём? — спросила бабушка.
— Давайте! — бесстрашно согласился Серёжа, а вот Таня пролепетала:
— Я боюсь…
— Ничего, ничего, — шепнула ей бабушка. — Я тебя выручу, если что.
— Вы там какой-то заговор затеваете? — гость шутя погрозил им пальцем. — Итак, в каком году мы живем?
— В 2004, — удивилась вопросу девочка.
— А почему мы так считаем? Что, раньше люди не вели счёт годам?
— Вели, но по-другому. А когда появился Иисус Христос, то с года Его рождения стали считать заново.
— Значит, всю историю люди поделили на две части — до и после Рождества Христова. Так?
— Так, — подтвердил мальчик, хотя эта мысль, вероятно, впервые пришла ему в голову.
— Танюша, что было с Девой Марией, когда Ей исполнилось четырнадцать лет?
— Она должна была оставить храм, где Её воспитывали. Но родители Её уже умерли. Они же совсем старенькими были.
— Жениться, то есть замуж выходить, — поправил себя Серёжа, — Она не собиралась. Ведь Она обещала всю Свою жизнь посвятить Богу. Вот священники и подыскали Ей старичка — восьмидесятилетнего Иосифа, чтобы он считался Её мужем и заботился о Ней.
— Но и Дева Мария заботилась о нём. А в свободное время молилась и читала «Детскую Библию», — добавила Танюша.
Все засмеялись.
— Чего вы смеётесь? Я что-нибудь не так сказала?
— Всё так, милая, — бабушка обняла внучку — Только тогда ещё «Детскую Библию» не успели написать. Было Священное Писание.
— Так что же произошло важного в доме Иосифа в маленьком городе Назарете? — Дмитрий Михайлович следующий вопрос адресовал Серёже.
— Однажды к Ней явился Архангел Гавриил и сказал, что Она родит Сына Божия.
— Ты не обратил внимание, что делала в этот момент Дева Мария?
— Читала Священное Писание.
— Да. Священное Предание гласит, что Она читала книгу пророка Исаии: «Се, Дева родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил». Слово «Еммануил» переводится как «с нами Бог». На самом деле это не имя рождённого, а предсказание о том, что люди будут говорить: «С нами Бог». Что было дальше, бабушка?
— В ту минуту, когда Она прочитала эти пророческие слова и стала молиться о пришествии Спасителя, раздался голос Божьего вестника: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Ты родишь Сына и наречёшь Ему Имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца».
— Как Дева Мария приняла слова небесного посланника? — обратился Дмитрий Михайлович к маме.
— Сначала Она была смущена, так как дала обещание Богу быть всегда верной Ему. Дева Мария спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел объяснил, что Свой обет Она не нарушит: «Дух Святой найдёт на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария смиренно ответила: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
— Что же сделал Иосиф, когда заметил, что Пресвятая Мария ожидает ребёнка?
— Он хотел тайно отпустить Её, но во сне ему явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою, так как родившееся есть от Духа Святого. Родит же Она Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их».
— Так, — Дмитрий Михайлович удовлетворённо продолжал: — Это всё происходило в Назарете. А как же получилось, что Иисус Христос родился в другом месте? Где Он родился?
— В Вифлееме, — слегка запнувшись, ответила Таня.
— Как же Мария оказалась в Вифлееме? — гость испытующе посмотрел на папу, который проявил историческую осведомлённость:
— В те времена Иудея находилась под властью Рима. Римский император Август приказал произвести перепись всех людей, живших в его владениях. Каждый должен был явиться в город своих предков. И Иосиф, и Мария были из рода царя Давида, и им пришлось отправиться в город, в котором когда-то родился царь Давид. Этот город и был Вифлеем. Путь туда был долгий.
— Почти сто семьдесят километров, — похвалился своими знаниями Серёжа.
— И они шли несколько дней, — завершил свой ответ папа.
— Особенно поражает, — внёс и свою лепту в общий рассказ Дмитрий Михайлович, — что это было предсказано очень давно. Пророк Михей за семьсот с лишним лет до Рождества Христова писал: «Вифлеем! Из тебя произойдёт Тот, происхождение Которого из начала до дней вечных».
— Когда Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, то для них нигде не нашлось места, — сочувственно сказал Серёжа. — Все гостиницы были переполнены пришедшими на перепись, и двери всех домов были для них закрыты.
— Они нашли пещеру, — перебила брата девочка, — в которой пастухи в плохую погоду прятали овечек, чтобы они не простудились.
— Он родился в тихую, чистую, ясную ночь… — неторопливо начал Дмитрий Михайлович. — Создатель вселенной пришёл к людям не потрясая землю, не озаряя молниями небо, не громыхая громом. Он родился в тишине, что и было предсказано: «Он сойдёт, как капли, орошающие землю, ибо Он пришёл примирить небо и землю, Бога и людей».
Рождением Он не причинил Своей Матери боли и страданий. Она Сама сразу же спеленала младенца и положила в ясли — кормушку для скота. Все события, все детали Рождественской ночи таят глубокий смысл. Царь мира родился не во дворце, а в каменной пещере, убогом загоне для скота. Вместо мягкой постели Он был положен на охапку соломы. Он позаботился обо всех, но не о Себе.
Позже Он скажет: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий (так Он называл Себя) не имеет, где приклонить голову».
В момент рождения небесного Спасителя люди спали; духовные очи их также были закрыты; взор, устремлённый к Богу, затуманился. И хотя о пророчестве знали, иудеи ожидали грозного Мессию, Царя, который явится в блеске и славе и избавит их от римского рабства. Разве могли они думать, что Небесный Владыка явится так смиренно, в тихую ночь? Спали и язычники, поклоняющиеся идолам, утопающие в пороках. Бодрствовали лишь…
— Пастухи, которые пасли овечек, — Таня догадалась, что Дмитрий Михайлович ждёт от неё продолжения. — Вдруг заблестел свет. Среди мрака они увидели Ангела и перепугались.
— Но Ангел, — взяла слово бабушка, — успокоил их: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Ангел указал и место — пещеру, чтобы пастухи могли убедиться в верности его слов. Он сказал: «Вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи поняли, о каких яслях идёт речь, так как они знали эту пещеру. Тут внезапно явилось бесчисленное воинство Ангелов, и они запели «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
— Ангелы исчезли, — продолжила повествование мама, — а пастухи направились к пещере. Там они увидели Божию Матерь, Иосифа и Младенца и первые поклонились Ему. Пастухи рассказали Марии и Иосифу о явлении Ангелов, и что они слышали о Младенце. Мария сохранила все слова в Своём сердце.
— Почему Ангелы принесли первым весть о Рождении Спасителя, весть для всего мира, для всех времён, не правителям, не императорам, не мудрецам, не первосвященникам-фарисеям, а пастухам?
— Потому что они не спали, — догадалась Таня.
— Какая умница! Они не спали не только телом, но и духом. Они ждали. Была звёздная ночь. Всё замерло, как будто и природа ожидала чего-то необычайного. Смотря на небо, на звёзды, которым нет числа, человек невольно думает о чём-то возвышенном. Народ давно знал о предстоящем пришествии Мессии и ждал Его.
Бодрствовали духом и пастухи, с надеждой и трепетом глядя на загадочное небо. Они были готовы своим внутренним миром встретиться с миром высшим. Позже Господь скажет слова, обращённые и к нам: «Бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час приду», предупреждая, чтобы мы не были духовно слепы.
Далее читаем в Евангелии: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Кто такие волхвы? — Дмитрий Михайлович вновь предложил ответить папе.
— Так называли раньше людей, обладавших большими знаниями в области астрономии, то есть в изучении небесных светил.
— Почему они пришли в Иерусалим, увидев неизвестную звезду? — обратился гость к маме.
— В то время многие считали, что с появлением на небе новой звезды на земле рождается великий человек, а когда кто-либо из великих умирает, то звезда гаснет. На Востоке тоже знали о предстоящем пришествии Мессии. Они были уверены, что это пришествие будет отмечено явлением новой звезды.
— Но почему они пошли именно в Иерусалим?
— Потому что, — сказала мама, — пророком было предсказано, что родится Царь Иудейский. А Иерусалим был столицей Иудейского царства.
Дмитрий Михайлович удовлетворённо кивнул головой и продолжил:
— Придя в Иерусалим и спрашивая о новорождённом, они должны были заметить, что никто не знает о рождении царского сына. Волхвы прекрасно понимали, что при здравствующем жестоком царе Ироде поиски другого царя могли кончиться для них плохо. Что же заставило их оставить дом, родных и отправиться в дальнее путешествие, подвергая себя опасностям? Неужели лишь желание поклониться чужому царю?
— Они верили, что это будет не только очередной царь Иудейский, а Царь всего мира, Мессия.
— Почему же только трое волхвов пришли на поклон Царю всего мира? Почему они первые после пастухов удостоились быть призванными поклониться Младенцу?
Вопрос вызвал всеобщее затруднение. Таня подтолкнула бабушку: выручай. Та склонилась к внучке и хотела потихоньку подсказать, но Дмитрий Михайлович был бдителен и грозно поднял палец. После этого бабушке пришлось ответить самой:
— Думаю, за их веру, за их усердие.
— Да, за веру! — согласился гость. — Заметьте, они не спрашивали, придя в Иерусалим, родился ли царь? Они спрашивали: где родился? И что было дальше?
— Услышав такой вопрос, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим тоже.
— Почему? — вопрос был адресован папе.
— Царь Ирод был известен своей жестокостью и подозрительностью. Даже собственных детей он предавал казни, заподозрив в посягательстве на трон. Когда же до него дошла весть о новорождённом Царе, отмеченном явлением новой звезды, то он срочно созвал своих мудрецов и стал допрашивать: где должно родиться Христу? Те отвечали: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка.
— О дальнейших событиях опять узнаём из Евангелия, — Дмитрий Михайлович протянул раскрытую книгу бабушке. Та стала медленно читать:
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды.
И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
— А что это за звезда такая? — гость глазами искал, кому бы адресовать этот вопрос.
— Это была особенная звезда. Ангельская.
Гость кивнул, соглашаясь с бабушкой:
— Вот и святой Иоанн Златоуст считает её разумной силой, явившейся в образе звезды. А что означают подарки Младенцу, которые преподнесли волхвы: золото, ладан и смирна?
И на этот вопрос пришлось ответить бабушке:
— Преподнося Ему в виде дани золото, они свидетельствовали, что признают Новорождённого за Царя; ладан — за Бога, так как ладан используется при богослужении; и смирну (благовонное масло, которым помазывают умерших) — за человека. Такими подарками они показывали, что это особый Младенец — и Царь, и Бог, и Человек.
— Послушаем, что дальше говорится в Евангелии.
Книгу взяла мама:
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет.
И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
— Как видим, по-разному встретили Небесного Царя на земле: кто-то поклонялся Ему, приносил золото, ладан и смирну, а кто-то хотел убить. Таня, какой подарок принесли Младенцу пастухи?
— Они ничего не принесли, — смело ответила Таня.
— Они пришли посмотреть и поклониться, — добавил Серёжа.
— В этом поклонении, — заключил Дмитрий Михайлович, — они принесли главный дар, которого ждёт от нас Спаситель — Веру, Надежду и Любовь.
Вот и мы в этот великий праздник Рождества Христова, ставя свечку в храме, прощая всех, творя добро, должны принести нашему Господу веру в Него как в Свет мира и Надежду.
С великим праздником!
Рождество Твое, Христе Боже наш, Осветило мир светом разума.
Господи, слава Тебе!
Ганаго Б. Будем как дети. Семейные вечера. Изд. 2 — е. — Минск, Белорусский экзархат, 2004