Личность Феофана сама по себе очень интересная. Он родился в 1815 в семье священника Василия Говорова в Орловской губернии и скончался в 1894 году. С детства его отличали незаурядные способности. В 1837 году он с отличием закончил Орловскую Духовную семинарию и продолжил обучение в Киевской Духовной академии, одном из лучших учебных заведений своего времени
. Затем он несколько лет провел на Востоке, в Иерусалиме, в Русской Духовной миссии и в Константинополе, нынешнем Стамбуле, настоятелем посольской церкви. В 1857 году его назначают ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, а затем он становится епископом, сначала в Тамбове, а затем во Владимире. Однако административная работа томит его. Он отказывается от блестящей церковной карьеры и поселяется в Вышенском монастыре Тамбовской епархии, где проводит многие годы в затворе, т.е., в уединении. «Вышу, — говорил он, — можно променять только на Царство Божие». Так ему нравилось там. Здесь он много писал и оставил обширное духовное наследие.

Пост одно из первых дел христианина.

Жизнь наша проходит среди ветоши, которая и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и изнутри, и извне охватывает нас и теснит, и очень трудно и невозможно, чтобы она не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по дороге не запылиться. Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, осмотр, где какие есть пылинки ветоши, с другой стороны, баня для отмытия всего ветхого, невзрачного грязноватого, чтобы, пройдя то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими, и Богу и людям приятными, как деревце весной, вновь покрывшееся листьями и цветами.

Пища в посту?

Этот вопрос беспокоил и беспокоит многих. У Феофана Затворника все просто.

«Нигде не написано без особой необходимости брать на себя большой пост. Пост внешнее дело Его нужно предпринимать по требованию внутренней жизни».
«Смотрите, здоровья не расстройте. Не покормишь лошадку, не повезет».
«Меньше есть, да меньше спать всегда хорошо. Но все надо в меру».
«Неумеренный пост пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и чирей тщеславия внутри. Не думайте, что, говоря так, я вас откормить хочу. Совсем нет. Хочу направить на умеренный пост, который держал бы вас в смиренных чувствах».
«В посту действуйте со свободой. Когда усилить, когда облегчить, смотря по нужде».
«О том, что пришлось прибавить в пище, не жалейте. Не надо привязываться даже к святым правилам, а распоряжаться ими разумно».

А как быть во время болезни и лечения?

Вот что говорит святитель Феофан:
«Относительно пищи во время лечения: можно принимать ее по предписанию докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению. Строгость же можно соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве… Пища всякая полезна, лишь бы была не порченная, а свежая и здоровая…».

Святитель о посте для детей.

И вот как он отвечал:
«Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что, привыкнув к этому с детства, потом уже не наладят пост».


Главное назначение поста.

Войти в себя, ведь сама суть христианства состоит в настроении сердца. Пост отвлекает нас от каждодневной суеты и блуждания мыслей и помогает посмотреть в себя внутрь, что там.

Феофан Затворник показывает, как это делать:

«Сначала удерживаем свои внешние чувства и пытаемся внимательно всмотреться в свой внутренний мир. Обычно люди боятся это делать, им страшно встретиться самим с собой, а потому больше предпочитают быть во вне – заниматься работой, ходить в гости, читать, смотреть телевизор, путешествовать, заниматься, чем угодно, только бы не остаться один на один с собой. Почему? Да потому, что внутри себя страшновато. Все сбито и бродит в беспорядочном смятении. Один предмет сменяет другой, его место занимает третий, его теснит четвертый и так далее. Одна мысль быстро сменяется другой и так быстро, что нет возможности дать отчет в том, что прошло через нашу голову. И так происходит даже во время молитвы в храме и дома, во время чтения и даже размышления. Это настоящее расхищение ума, рассеянность, отсутствие внимания, так необходимого для управления собой.

А если присмотреться дальше, то увидим под этим смятением в уме, теперь уже в воле постоянную заботу об устроении своего быта, которая точит душу, как червь и гонит человека от одного дела к другому.

Ему представляются сотни дел, будто бы неизбежных. С первого пробуждения от сна забота осаждает нашу душу, не дает нам ни посидеть, ни поговорить с кем-либо спокойно, пока не свалит нас, утомленных, глубокая ночь на отдых, который тоже не будет спокойным, а сопровождается беспокойными сновидениями. Это болезнь, и имя ей многозаботливость. Она поедает душу как ржавчина железо.

А если посмотришь дальше, то увидишь себя как пленника, связанного по рукам и ногам, которого бросает туда и сюда, а он в самообольщении думает о себе, что наслаждается полной свободой. Узы этого пленника – пристрастия к разным лицам и вещам, окружающим нас. От них нам трудно отстать самим и больно расстаться, когда другие отнимают их у нас. Мы похожи на человека, который идет по лесу и запутался руками, ногами и одеждой в прилипчивую траву. Каким бы членом не двинул, чувствует себя связанным. Так же чувствует и пристрастный к вещам, предметам и всему чувственному». Это состояние так и называется пристрастностью».

Задача поста увидеть в себе действие этих общих закономерностей, попытаться в них разобраться, обнаружить их причины. Ведь именно их различные сочетания вызывают потом депрессии, уныние, отчаяние и разочарование в жизни.

Пост же подскажет и средство против таких гнетущих состояний. Главный вывод будет такой – без Бога не обойтись. Появится первый опыт, ощущение того, что Господь перед нами, с нами и мы с ним. «В эту мысль, — говорит Феофан, — нужно вставить весь ум и не позволять ему отступать от него». А это пробудит совесть и сознание того, что все дела, которые она обличает, без всяких извинений следует признать грешными и готовиться исповедать их.

Оцените статью