Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность. К нему относятся: страх Божий (в соответствие разуму),
совесть (в соответствие воле)
и молитва (в соответствие чувству).
Страх Божий рождает молитву и просвещает совесть.
Нет нужды, что все это обращается к иному, невидимому миру.
У детей есть к тому предрасположение, и они скоро усваивают себе эти чувства.
Особенно молитва прививается очень легко и действует не языком, а сердцем.
Оттого они охотно и без устали участвуют в домашних молитвах и церковном богослужении и рады этому.
Потому не должно лишать их этой части образования, а мало-помалу вводить их в сие святилище нашего существа.
Чем раньше напечатлеется страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время.
В некоторых детях дух этот проявлялся сам собою, даже среди видимых препятствий к его обнаружению.
Это очень естественно.
Дух благодати, полученный при крещении, если он не погашен неправым развитием тела и души, не может не оживлять духа нашего, а при этом — что может препятствовать ему являться в своей силе?
Ближайшего, впрочем, руководства требует совесть.
Здравые понятия, с добрым примером родителей и другими способами обучения добру, и молитва осветят ее и напечатлеют в ней достаточные основания для последующей доброй деятельности.
Но главное, в них должно образовать настроение к совестливости и сознательности.
Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовать, так легко и заглушить в детях.
Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий.