Святыня Божия требует от человека особой чистоты и веры. В данном случае под верою разумеется не только полное доверие, но благоговение, мы приступаем к самому Богу, которое обязательно сопряжено у человека с чувством покаяния, сокрушения, осознания своего недостоинства приступить к Тому, кто именуется Вседержителем.
Не случайно священник трижды вопрошает крещаемого или крёстных (если крестят младенца): «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его и всей гордыни его, и всего служения его?» и трижды « Сочетаешься Христу?» И только после утвердительного ответа имеет право продолжать Таинство.
Человек желающий принять крещение должен точно знать, кого он отрицается, и Кого он принимает.
Отрицается греха и сочетается Христу и правде Его!
Далее священник вопрошает: «Веруешь Христу?», и должен получить ответ: « Верую Ему, как Царю и Богу!»
Господь сказал: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет “. Кто веру имеет!
Вот эти слова относятся ко всем таинствам — без исключения. К принятию Таинства Крещения следует готовиться заранее.
Прежде всего, необходимо посетить храм и побеседовать со священником, иначе говоря, пройти огласительные беседы, чтобы точно иметь представление о сути Таинства и о жизни, к которой собираешься приобщиться. Что же совершается в таинстве крещения?
Апостол Иоанн Богослов пишет: “Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя его пребывает в нем“ (1Ин.3.9).
При крещении человек получает возможность духовного обновления, духовного рождения во Христе. Крещаемый как бы умирает греху, становится мертвым для греха и возрождается для делания добродетели.
Священник трижды погружает крещаемого в святую воду во образ трехдневного пребывания Христа во гробе и славного воскресения Его из мертвых.
Замечательную мысль проводит святитель Феофан (Говоров): “Надо при этом иметь в мыслях, что в этом умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека, Господь приступающего к Нему с верою приемлет, прощает, ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою побеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека, изгнать его с помощью даруемой ему благодати”.
В таинстве крещения происходит зарождение семени нового человека. Новый человек-это Христос Воскресший, и то духовное семя, которое человек получает в таинстве крещения – это есть Его духовное семя, семя нового человека.
Свт. Иоанн Златоуст говорит: “Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только, когда Христос говорит “Сие есть Тело Мое”, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не передал нам ничего чувственного, но все духовное, но только в чувственных вещах. Так и в крещении, через чувственную вещь — воду, сообщается дар. А духовное действие состоит в рождении и обновлении”.
В крещении, конечно, происходит отпущение всех личных грехов, но суть его не в этом. Ибо крещение само по себе не исцеляет человека от порчи первородного греха, а только дает семя новой жизни, а от человека зависит – будет ли это семя прорастать и возрастет ли оно, или нет.
В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души.
Являться к Крещению нужно предельно чистыми и опрятными.
Перед принятием крещения следует воздержаться от курения и винопития, что бы вольным и не замутненным разумом приступать к Таинству.
Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Кроме того, женщины должны приходить креститься без косметики.
У крещаемых младенцев обязательно должны быть восприемники. Наречение имени младенцу на восьмой день – это ветхозаветный обычай, восходящий еще к временам «Второзакония» и усвоенный Православной Церковью.
По традиции Церкви младенца крестили на сороковой день жизни. Какого-то церковного установления крещения на сороковой день нет, это скорее практика, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают.
И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях.
Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея.
Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много, и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня.
Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.
Понятно, что в таком возрасте требовать от младенца веры и покаяния — двух главных условий соединения с Богом, нельзя.
Поэтому с древних времен появились «крестные» — люди, за веру которых крестят младенцев.
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере.
Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке — только крестная мать.
Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого.
Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца.
Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник.
Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам.
Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Потому, что вера младенца, это вера его крёстных! Крёстные предлагают за него свою веру, свое исповедание и свое сердце, и любовь к Богу. И если этого нет у восприемников, значит, этого нет и у их крестника или крестницы.
Христианские таинства — не магические действия. Это помощь Божия человеку, великий дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот дар”. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50). Бог не может насильно войти в душу человека.
Христос говорит: ” Вот стою при дверях сердца и стучу, кто откроет мне, к тому Я войду и буду вечерять, — то есть пировать, торжествовать, — с ним“.
Стучит только Бог, не входит насильно, и никакими священнодействиями не заставите Бога войти в ту душу, которая неспособна принять Бога.
Иначе говоря, вхождение в духовную семью христиан, в духовную жизнь во Христе, не возможно без искренней веры в Бога!
-??????-