Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас!».
(Стихира стиховна на утрени понедельника 1-й недели Великого Поста)
Великий Пост — время исключительное в круге церковного года.
Все здесь иное, необычное: и состав церковных служб, и порядок, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и обстановка храма, и домашняя жизнь верующих. Уже в прощеное Воскресенье чувствуется покаянно-умиленный дух Поста, а для внимательных посетителей церковных служб он чувствуется уже с недели мытаря и фарисея, постепенно все более и более углубляясь и расширяясь.
С чистого Понедельника Церковь как бы извлекает верующих из обычной церковно-домашней обстановки и поставляет их под действие иных впечатлений, окружает их новою духовною средою, чтобы по-новому их духовно заправить, подготовить ко всерадостному празднику праздников, Светлому Христову Воскресению, и на весь наступающий церковный год духовно напитать их и укрепить.
Не напрасно время Святого Великого Поста называется в церковных молитвах «весною постною». Оно действительно есть весна, когда души верующих засеваются новыми духовными семенами, всходы которых внимательными замечаются в себе в течение всего последующего года. Зная нашу обычную немощь и непривычку к постоянной напряженной духовной жизни, Церковь с материнской заботливостью выделила Великий Пост, как своего рода духовную санаторию для нашего духовного отрезвления, исцеления и укрепления,
Православные христиане! Не упустите этого спасительного Времени! Восприимите в землю сердца вашего благодатные семени, влагаемые Церковью, вырастите их в себе и напитайтесь ими. Се — время благоприятное, се — день спасения! Церковь никого не насилует, но всех зовет к се6e! Прислушайтесь к ее молитвам и песнопениям, сами добровольно подчинитесь ее указаниям, и вы почувствуете, как оживает душа наша, как начинает веять в ней «весна постная». Не пугайтесь подвигов напряжения, поста, воздержания, к которым призывает нас Церковь. Все это бывает скучным и только тогда, когда делается без памяти о Христе, но когда делается во имя Христово, с верою и любовью, тогда иго сие становится благим, и бремя сие становится легким.
В чем же смысл Великого Поста, что дает он верующим?
Он одухотворяет человека, срастворяет христианскую душу с благодатным духом Церкви, с ее многовековым духовным опытом.
Но для одухотворения души недостаточно одного пассивного восприятия церковного влияния, необходимо присоединить к этому и личные усилия. Великий наставник духовной жизни Епископ Феофан Затворник в своей книге «Путь к спасению» указывает пути к христианству, одухотворению ума, воли и сердца, доступные каждому христианину, и особенно заслуживающие внимания в дни Великого Поста.
При современных условиях жизни православных русских людей, нередко совершенно оторванных от храмов Божиих, не имеющих возможности испытать на себе благотворное влияние церковных служб и всей молитвенной обстановки храма, очень важно суметь и в своем уединении создать себе некоторое подобие церковности. Как это устроить?
Устройте себе прежде всего хотя маленький молитвенный уголок. Повесьте в своей комнате или хотя бы даже над своей кроватью две-три бумажных иконки, зажгите перед ними лампадку — вот вам и церковь.
А затем, скажу дальше словами Епископа Феофана, начните упражнения, ведущие к одухотворению вашего ума.
«Упражнения или делания, сюда относящиеся, суть: чтение и слышание Слова Божия, отеческих писаний, житий святых, взаимное собеседование и вопрошение опытнейших в духовной жизни. Хорошо читать или слушать, лучше — взаимное собеседование, еще лучше — слово опытнейших. Плодоноснее — Слово Божие, а за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие для средних, Божие же слово — для совершенных.
Очень хорошо иметь всякому человеку для беседы о вещах духовных, который уже знал бы все наше и которому можно бы смело открывать все, что бывает на душе. Бесед же праздных, для одного препровождения времени, всячески должно избегать. Вот правила чтения: перед чтением должно упразднить душу от всего, обратиться молитвенно к Богу, читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце. Лучшее время для чтения слова Божия — утро, житий — после обеда, св. отцев — незадолго перед сном. Можно касаться всего понемногу каждый день. При таких занятиях должно постоянно иметь в уме главную цель — напечатление истин и возбуждение духа.
Если это не приносится чтением или беседою, то они — праздное чесание вкуса и слуха, простое совопросничество».
Воля воспитывается покорением воле Божией, то есть напечатлением в своей воле тех расположений, какие требуются Богом, и преодолением своих дурных влечений и навыков.
Уясни себе всю сумму правильных действий, возможных для тебя в твоем месте, звании и обстоятельствах, и рассмотри, когда, как и в какой мере и что ты можешь и должен исполнить. И твори все с рассуждением.
Твори со смирением и страхом Божиим все по воле Божией, а не по своей. Кто творит по самонадеянности, в самоугодие или человекоугодие, тот образует в себе злой дух самоправедности, гордости и фарисейства. Помни закон постепенности и непрерывности. Всегда начинай с меньшего и всходи к высшему и, начавши делать, не останавливайся. Этим ты избежишь — смущения, что несовершен, ибо не вдруг, придет еще время; мысли, что все уже сделал, ибо степеням конца нет; заносчивой предприимчивости подвигов выше сил. Хорошо избрать преимущественно одно доброделание и его держаться неуклонно, — оно будет грунтовое, как канва; к нему и другие присоединять. Надежнее всех доброделаний — подаяние милостыни: она до Царя ведет.
Одухотворить сердце — значит воспитать в нем вкус ко всему святому, Божественному, священному. Для этого, при возможности, установить возможно частое пребывание во храме, на церковных службах. Воспитывать в себе молитвенный дух. Молитвы — это есть и обязанность, и средство. Ею и истины веры напечатлеваются в уме, и добрые нравы — в воле; но преимущественно оживляется сердце в чувствах своих. Необходимо установить постоянный порядок домашней молитвы. Избери правило молитвы — вечерней, утренней, дневной. Правило пусть будет небольшое, чтобы с непривычки не охладеть к молитве. Совершать его нужно всегда со страхом, старанием и вниманием. Здесь требуется — стояние, поклоны, коленопреклонение, крестное знамение, чтение, иногда и пение. Чем чаще становиться на такую молитву, тем лучше. Хорошо навыкнуть к одной какой-нибудь молитве, чтобы, начав ее, загореться духом. Молиться нужно просто: став на молитву, со страхом и трепетом говори ее, как в уши Божии, сопровождая крестом, поклонами и падением ниц. Принятое правило непременно всегда нужно исполнять, но это не препятствует, по требованию сердца, и прибавлять.
Степени молитвы.
Первая степень — молитва телесная, более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: необходимы терпение, труд. Вторая степень — это делательная молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговорить с сознанием, без расхищения. Третья степень — молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Кто перешел к чувству, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца.
Таковы, вкратце, те пути, которыми, по Епископу Феофану, совершается одухотворение души и ее трех сил — ума, воли и сердца. И во всякое время надо идти этими путями, но время Великого Поста — наиболее к тому благоприятное, особенно для тех, кто имеет возможность быть в это время поближе к храму Божию и к церковным службам.
Но и для тех, кто лишен этой возможности, указанные пути не закрыты и в уединении, и в убожестве, и в повседневной суете жизни, возможно в глубине души своей создать уголок, в котором будет теплиться лампадка веры и молитвы, и будет озарять своим ровным светом и душу, и жизнь.
Прот. Сергий ЧЕТВЕРИКОВ (+1949)