Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками, или иногда годы или столетия спустя – все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также; потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божии, в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии как бы держат и охватывают все творение. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, и учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной Распятия; потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство: один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него…

Святые – это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности – это стать такими, чтобы смерть его не была бы напрасной. Взять на себя крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало – и окружает! – Христа ненавистью и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время, потому что в те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас, и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него – как можно нам не отозваться?!

Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, – и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое – нашу благодарность и нашу добрую волю – сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, – сила будет от Бога. Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе достаточно… И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас… Сомневаться не в чем: все возможно, если только мы дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.

Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым, – но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе! Аминь!

25 июня 1989 г.

Митрополит Антоний (Сурожский)


Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых.

В доме Отца Моего обителей много.

Ин. 14, 2

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Каких высот совершенства может достичь человек! Как прекрасны люди, в которых просиял образ Божий! Святые Господни подобны светильникам, распространяющим повсюду лучи бессмертной любви, подобны они переполненным сосудам, через края которых изливается на мир Божественная благодать. Христос Спаситель назвал их солью земли, в них высший смысл существования человечества, через них достигло небесных обителей многое множество душ.

«Дух Святой написал жития святых, чтобы каждый из проводящих какой-либо образ жизни, возводился к истине подобными примерами», – говорит преподобный Нил Синайский. Еще Ветхозаветная Церковь почитала патриархов и пророков, с благоговением произносила имена Авраама и Иакова, Моисея и Илии. Но в те времена праведники были редки, как алмазы в недрах земли. Весною спасения явилось для человечества Пришествие в мир Сына Божия. Пречистой Кровью Своей искупил Христос род человеческий из рабства греху, и вот тогда сонмы подвижников, укрепляемых Духом Святым, устремились по указанному Господом спасительному крестному пути.

Церковь Христова зиждилась на крови мучеников, излитой во имя Господне. Первомученик Стефан, побиваемый камнями, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55). Свирепые гонения первых веков христианства лишь укрепляли Святую Церковь, подавая членам ее благодатные примеры мужества и стойкости в вере. К концу IV века в году не оставалось ни одного дня, не связанного с памятью страстотерпцев Господних, так что епископ Амасийский Астерий воскликнул: «Вот, всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему, если бы какой-либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного».

В древнехристианские времена появился благочестивый обычай совершать на могилах мучеников Таинство Евхаристии, претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Таким образом, молитва святого подвижника, славящего Господа в Царстве Его, присоединялась к церковной молитве о схождении Духа Святого на Чашу Причастия. Этот обычай, лишь несколько видоизмененный, и ныне хранит Православная Церковь. В каждом нашем храме Божественная литургия совершается на антиминсе – плате, в который вшита частица святых мощей.

Когда гонения первых веков прекратились, возникла угроза обмирщения Церкви, повсеместной подмены пламенной ревности в вере теплохладной государственной религией. Святой Дух, почиющий на Церкви Христовой, не допустил этого. Так учредилось монашество – добровольное сораспятие Христу всей земной жизнью, отречение от мира с его честью и богатствами, семейными радостями и житейскими удовольствиями. Ищущие высшего поприща последовали совету Господню: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). И жаждущие совершенства доблестные воины Христовы, облекаясь в ангельский иноческий образ, удалялись от мира ради общения с Господом, подвизались в посте и непрерывной молитве, в невидимой брани с греховными страстями и наваждениями бесовскими и так достигали высот Богопознания и Божественной любви.

Лишь очистившись от земной шелухи, человеческий разум становится способен взирать на Небеса Господни. Этого не хотят понимать протестанты, все прежние и новейшие «доктора теологии», дерзающие посредством своего мирского, неизбежно греховного рассудка толковать Священное Писание, изрекающие хулу на Церковь и святых ее. Не таковы были богомудрые устроители и учители Церкви, многими трудами и подвигами стяжавшие Дух Святой, – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и иные преподобные отцы наши, чей разум был очищен от земных пристрастий, чей дух свободно устремлялся в Горняя, чьи деяния и писания истинно Богодухновенны.

Спаситель наш Иисус Христос не писал посланий и книг, не давал подробных указаний по устроению земной Церкви и советов на каждый случай человеческой жизни. Господь преподал верным урок земного Своего жития, дух Божественного Своего учения. А затем, руководимые Духом Истины, последователи Христовы составили книги Нового Завета, углубились в тайны Божественного Откровения, обустроили жизнь Церкви. Церковные установления стали парусами, а святоотеческие писания – компасом в странствовании корабля человеческого разума по океану Премудрости Божией.

В лике святых просияли многие иерархи Церкви, святители ее, примером собственной высокой жизни и благодатной проповедью приводившие тысячи и тысячи людей на путь спасения, оберегающие паству от темного язычества и лукавых ересей. Так, святитель Григорий Неокесарийский перед блаженной своей кончиной сказал: «Когда я пришел в Неокесарию на епископство, я нашел христиан семнадцать всего, а весь город был бесовский; ныне же, при отшествии моем к Богу, остается столько неверных, сколько вначале нашлось верных, весь же город Христов». Во времена новейших гонений Церковь Российскую возглавлял великий исповедник – святой Патриарх Тихон: мудрость его не позволила безбожникам истребить Православие в нашем отечестве. Издревле понятие о святительском сане в христианском сознании связывалось с особой чистотой нравственного облика, «неотмирностью» его носителя.

На протяжении веков жития святых были любимым чтением русского народа. В то же время начиная с эпохи Петра I дворяне и интеллигенты-западники осыпали Церковь Российскую обвинениями в «отсталости от жизни», «омертвелости». И что же? Когда настал грозный час испытаний, эта якобы омертвевшая Церковь просияла во вселенной ярчайшим созвездием новомучеников, подобного которому не видано с древнехристианских времен. Это урок нынешним хулителям нашей Матери-Церкви, не верящим в ее возрождение или ждущим «спасителей» из-за рубежа.

Великой славой прославляет Господь Своих угодников, великими дарованиями наделяет их. По молитвам святых исцелялись больные, воскресали мертвые, проливался дождь на иссушенные зноем поля, прекращались стихийные бедствия. Целые народы избавлялись от гибели предстательством подвижников благочестия – так спасалась Россия молитвами Преподобного Сергия Радонежского и святителя Ермогена, Патриарха Московского. Не о святых ли Своих рек Сын Божий: …кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12, 26).

Протестантские секты отвергают почитание святых угодников, говоря, что поклоняются Единому Богу. Так ли это? В поучениях аввы Дорофея содержится рассказ о некоем возгордившемся иноке, сначала отвернувшемся от преподобных старцев и учителей Церкви, затем отказавшемся чтить Апостолов Петра и Павла и, наконец, сошедшем с ума и впавшем в безбожие. Недалеко от этого стоят и сектанты, не случайно из их среды выходят все новые еретики, дошедшие уже в лице немецкого «теолога» Дитриха Бонхеффера и иже с ним до кощунственной религии без Бога. Точно так же протестантское отрицание совершенных святыми чудотворений приводит к неверию в чудеса Господни, в самое Воскресение Христово, без которого вера христианская делается напрасной. Поистине на сектантах сбывается предсказание Апостола Петра: …и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет. 2, 1).

Воскресение Спасителя предзнаменовало всеобщее воскресение мертвых. И явленное миру нетление святых мощей, проистекающие от них чудеса прообразуют славу, в которой восстанут из праха к Вечной жизни тела праведных. В конце XX века Господь даровал Русской Православной Церкви чудесное знамение – были обретены мощи Святейшего Патриарха Тихона, ранее считавшиеся уничтоженными чекистами. Это знак действенного предстательства великого российского святителя-исповедника перед Престолом Всевышнего за наше многострадальное отечество.

Каждый день празднует Святая Церковь память угодников Божиих. Их имена и жития явил нам Господь в пример и поучение, вопреки их великому смирению. Но сколько еще святых Божиих, подвиги которых остаются неведомыми миру, сияют бессмертной славой в Царстве Небесном. Преподобный авва Дорофей говорит: «Как облеченный в шелковую одежду, если набросить на него нечистое рубище, отбегает, чтобы не замарать своего драгоценного одеяния, так и святые, будучи облечены в добродетели, убегают человеческой славы, чтобы не оскверниться ею». Мирская слава тленна. И религия, и наука единомысленно утверждают, что некогда земному существованию человечества наступит конец. Тогда в прах рассыплется слава властителей и полководцев, ученых и людей искусства – и горе им, если их имена не записаны в Книге Жизни у Превечного Отца! А подвижники благочестия, ведомы они миру или нет, прославлены в вечно торжествующей Церкви Небесной – и что им до праха земной известности.

Воздавая честь и поклонение святым, Церковь поклоняется просиявшему в них образу Христа. Образы любимейших наших подвижников, таких, как Святитель и Чудотворец Николай или великомученица Екатерина, должны занимать не вершинное место в сердцах христиан, но являться как бы ступенями, ведущими к Живоносному образу Иисуса Сладчайшего.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

«Мы названы именами святых и облечены в одежду их, которою хвалимся перед неверными, подражать же делам их не имеем усердия», – этот упрек преподобного Антония Великого обращен ко всем нам. Может быть, кто-то спросит: «Как могу подражать святым, если гонениям не подвергаюсь, живу в миру, имею семью и детей?» Однако и жизнь в миру не препятствие для поста и покаянной молитвы, тем паче – для совершения дел любви и милосердия.

Среди повествований о русских подвижниках благочестия мы находим трогательное житие праведной Иулиании Осорьиной. Эта простая женщина была замужем, имела детей, внешне мало чем отличалась от своих односельчанок – но с каким смирением проходила она земное поприще, как безропотно принимала скорби и тяготы, как тепла была ее молитва ко Господу. Сердце праведной Иулиании горело святой любовью к ближним, всю жизнь свою она питала, одевала и покоила неимущих вдов и сирот, а в годину жестокого голода отдавала просящему и последний кусок хлеба, так что сама впала в крайнюю нужду и должна была питаться лебедой и древесной корой. Но и в нищете праведница ни разу не опечалилась, всегда была радостна и славила Бога.

И Господь прославил праведную Иулианию: при кончине преподобной все видели вокруг головы ее круг золотой, как на иконах вокруг головы святых пишется. Тело праведницы не только осталось нетленным, но и начало источать благовонное миро, от помазания которым множество болящих получило исцеление.

На всяком поприще, в любом состоянии и во всяком труде можно подражать святым Господним. Сей путь благ, ибо ведет в Царство Небесное, где неустанно молятся о нас святые мученики, преподобные подвижники, богоугодные праведники и праведницы всех времен – их молитвами да спасет Господь души наши. Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир


День всех святых, или иначе Неделя Всех святых,
празднуется в первое воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы.

Этот праздник хранится Церковью уже много веков. Св. Иоанн Златоуст (IV век) в одной из своих проповедей прославляет память «всех святых, по всему миру пострадавших», и упоминает о особом дне их почитания. Среди песнопений св. прп. Ефрема Сирина (IV век) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая.

Позднее (в V-VI веках) празднование в честь всех святых стало совершаться в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви День всех святых является пограничным:
Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых:
Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»)
Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)
Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»)

Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) говорит о подвиге святых Божиих избранников («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8 ), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

Оцените статью