Вера, Надежда и Любовь, воспитанные своей матерью Софией в христианском благочестии, с детских лет были научены молитвам, чтению духовных книг, трудолюбию и послушанию. Церковная история относит их мученическую кончину к 137 году. Это произошло в Риме в царствование императора Адриана, известного своими гонениями Церкви Христовой.
Когда они были схвачены и приведены к епарху города, он поначалу долго уговаривал их отречься от Христа и принести жертву идолам. Но ничего не добившись от девочек, он решился на глазах у матери мучить дочерей. Старшей — Вере — было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 8. Мать их София вела себя, казалось бы вопреки здравому смыслу, вопреки обычной человеческой логике. Она уговаривала их терпеть все пытки и даже как бы желала их мученической смерти. И это не был, как сказали бы иные, религиозный фанатизм. Нет! Это была подлинная мудрость (а «София» в переводе с греческого — «премудрость»), та мудрость, которая простирается в вечность, а не замыкается на коротком миге земной жизни. Эта та мудрость, которая сама не ищет скорбей, но коль скоро они пришли, то принимает их как волю Божию…
Вера, Надежда и Любовь претерпели жесточайшие мучения. Их избивали железными прутьями, отрезали им сосцы, терзали тела особыми железными крючьями и, наконец, они были обезглавлены. Несчастная мать отвезла останки дочерей на возвышенное место близь города, похоронила, и сама через три дня скончалась у их могилы. Таков печальный конец земной жизни мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Но Церковь, из года в год прославляя этих святых, радуется и ликует о Господе, воспевая их подвиги и молясь им. И этот день, 30 сентября — один из самых радостных и светлых церковных дней.
София назвала своих дочерей именами трех главных христианских добродетелей: веры, надежды и любви. И как же эти добродетели нужны сейчас каждому из нас! Теперь мы уже можем говорить, что вера наша — это вера не в эфемерное Царствие Небесное на земле без Бога, а вера, которая никогда никого не посрамила — вера в совершенного Бога и совершенного Человека, пришедшего в этот мир ради нас и нашего ради спасения, в Господа нашего Иисуса Христа!
Мы, христиане, часто сами себя в покаянии называем маловерами. И это так! Но мы и молимся, но мы и плачем, и говорим: Господи, немощь мою Ты знаешь, но знаешь, что есть в любом из нас, в любом сердце тот, пускай пока маленький бисер, который именуется святая вера. И этот жемчуг мы можем найти в каждом: и в изматерившемся и отупевшем русском мужике, и в интеллигенте, который поумнел и понял, что означают на самом деле слова «прогресс» и «гуманизм» без Бога.
Эта вера есть в наших женщинах, многие из которых и сохранили душу народа, а душа нашего народа—душа-христианка… И мы молимся и просим: «Господи, умножь, укрепи веру в Тебя… Даруй нам простоту и полное доверие к Тебе»…
И когда мы укрепляемся в надежде, в уповании на Бога, то отступает уныние и отчаяние…
Истинного христианина можно отличить в толпе бедных, печальных, тоскливых, понурых, истомленных, отчаянных и унылых сограждан по его светлым глазам.
И чем жива Церковь Божия? Почему в годину страшного погрома люди веры не теряли надежду и всегда чувствовали сердцем и знали, что Господь близко, Он рядом. Они знали, пройдет лихолетье, сгинут, оборотятся в прах и пыль несчастные гонители, а Церковь Божия — невеста Христова — в который уже раз в истории омоется кровью своих мучеников и предстанет очищенной и обновленной.
Когда в жизни каждого из нас случается что-то тяжелое — горе, беда, болезни, давайте чаще задавать себе вопрос: почему мне послал это Господь? Ведь ничего нет случайного: ни смерти, ни болезни.
И когда мы будем так размышлять, нам откроется глубочайший смысл пути нашей жизни. Мы увидим, наконец, что наша жизнь не бессмысленная вереница дней и событий, а путь, освященный Богом, и путь к Богу. Скорбь тяжела, нежеланна, но если бы не скорби—люди никогда бы не научились молиться.
Апостол Павел пишет, что любовь превыше всего. Любовность, единение, жертвенность — это ныне тот самый-самый редкий предмет, которого просто не купишь. Подойдите к доске объявлений — многие из них начинаются словами раздел, разъезд, разделение… Нет любви, и мы бежим друг от друга, каждый в свою нору, в свою тюрьму.
Люди нередко сейчас живут в одной семье, и каждый из них одинок как перст. Как же прорваться через частокол недоверия, отчуждения, обид? И мы — люди, вновь пришедшие ко Христу, не знавшие Его с детства, неофиты, можем сказать как это сделать — Я вхожу в храм, и в моей душе теснится рой чувств: осуждение, ненависть, обида на близких.
Начинаю молиться и как-то неприметно душа освящается и становится тепло. Это благодать Святого Духа. Пришла благодать в душу. Ты исповедовался и причастился Святых Христовых тайн — где осуждение, где обиды?! Прихожу домой и вижу какие чудные люди мои родные и какой любви они достойны! И мне стыдно, что я так мало бываю с ними, так мало делаю для них добра.
Местом, где только можно напитаться этой благодатью, является храм.
Будем печалиться, братья и сестры, о множестве разрушенных храмов, но не будем и унывать. Апостол говорит, что сам человек — есть храм.
И если храм души нашей осквернен безбожием, пьянством, отчаянием, гордыней, блудом, высокоумием, то и все — и земля и реки — будут скверны.
И дети наши осквернятся через нас.
Но если мы преобразим свой ум, очистим сердце покаянием, укрепим волю, то мы, народ, опять станем ставить прекрасные храмы на нашей земле, опять узнаем, что есть духовная красота.
Б.В.Ничипоров