Верующие дети в неверующем мире. Проблема развлечений. Помощь родителей в преодолении соблазнов
Иногда в Житиях Святых мы читаем о том, что они, будучи еще детьми, не любили детских игр, а предпочитали проводить время в молитве и чтении духовных книг. И бывает, что, глядя на своих детей, родители огорчаются их сравнительному «обмирщению». Однако в наши дни детям было бы почти невозможно жить, если бы они были в точности такими же, как те редкие случаи, описанные в Житиях (несомненно, что не у всех святых бывали очень необычными годы детства). Нельзя заставить их силой соответствовать почти нереальному образцу, чтобы не пришлось отвечать за их бунт, или, что хуже, за их психическое расстройство.
Детские развлечения являются частью естественного развития ребенка. Родители не должны пренебрегать этим аспектом детской жизни, потому что на первом месте для них стоит духовное развитие. Дети должны быть слишком заняты для вредных развлечений, но им нужно и дать возможность по-другому развлекаться и отдыхать. От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле), как можно радоваться жизни, будучи православными.
Очень плохо, когда Православие воспринимается детьми как нечто негативное – туда не ходи, с этим не дружи, вот это не ешь. Недопустимо, чтобы дети чувствовали себя теми, кого никогда не пускают на улицу или кому запрещено делать то, и другое, и третье только потому, что их родители убежденные христиане. Если в семье, и у матери и отца, есть полноценная церковная жизнь, если у них есть положительный опыт такой жизни, а не просто отрицание всего, тогда ребенок тоже воспримет и поймет, почему ему запрещают делать то или иное. Но при этом обязательно нужно давать детям что-то положительное, какой-то противовес, показав, что же можно.
Так, например, прежде чем запрещать детям слушать плохую музыку, нужно понять, что они хотят слушать ее не потому, что она плохая, а потому, что музыка им нужна, потому, что они ищут каких-то культурных форм, без которых они не могут нормально развиваться. И нужно подсказать, где найти те формы, которые будут им близки и не навредят их душе. Точно так же нельзя детей просто лишать всякой компании: это значит лишить их радости общения со сверстниками, без которого они также не могут нормально развиваться.
Нужно осознать, что для современных детей само то, чтобы быть православными, уже является подвигом. Многих дразнят в школе за одно только хождение в церковь, или за то, что не ругаются матом, или, спустя некоторое время, за то, что они «не имеют опыта» в отношениях с другим полом. И верующим детям очень помогло бы, если бы вместо того, чтобы всегда говорить «я не делал того, потому что мама не разрешила», они иногда могли бы также сказать в школе: «А мы вместо этого ездили туда-то и туда-то». У православных детей должно быть в жизни что-то, что иногда делало бы их объектом естественной детской зависти. Это то оружие, которое можно дать детям для того, чтобы помочь им сохранить свое христианство в этом мире и не быть уничтоженными.
Важно сделать так, чтобы у ребенка с малых лет были верующие друзья, надо так организовать их жизнь, чтобы ему было с ними интересно. Нужно приглашать в гости других детей из семей верующих, устраивать с ними экскурсии. Нужно пойти с ними с лес, пускать кораблики на речке, пойти летом в лес за грибами, за земляникой, послушать, как в лесу поют птички, объяснить им, что птичка поет славу Богу, и дети запомнят это на всю жизнь и воспримут красоту мира как красоту Божьего творения, как проявление Божественной любви во всем, что их окружает.
Найти ее можно и в природе, и в литературе, и в музыке. Ребенка нужно научить чему-то доброму и хорошему: научить его дружить, жалеть животных, заботиться о своих маленьких братьях и сестрах. Нужно сделать так, что бы жизнь маленького человека была наполнена радостью, чтобы у человека в жизни были какие-то интересы.
Тем не менее, с возрастом дети становятся все более и более независимым в выборе друзей и их общение, естественно, может выходить за рамки церковного круга; и это не есть нечто негативное, но, скорее, жизненная необходимость. Прекрасный способ защитить детей не только от дурных влияний, но и от «двойной жизни» (дом-школа), — приглашать их школьных друзей в гости в свой дом. Нужно побаловать их добрым расположением, участием, угощением, и жизнь верующих детей и дома, и в школе станет проще.
Одно из величайших социальных преимуществ для школьника – иметь не богатых, а популярных родителей. Кроме того, дети будут, таким образом, учиться устанавливать взаимоотношения – включая и отношения с людьми нецерковными – еще под крылышком родителей, окруженные мерками своей семьи и «судимые» ими.
Телевизор бывает причиной многих конфликтов между родителями и детьми. Ни у кого нет сомнений, что то, что показывают ныне по телевизору, очень часто просто ужасно, или богохульно, или неприлично и дико, и что такие программы являются источником зла.
В наше время, отсутствие телевизора в семье может считаться первым условием православного воспитания. Однако, идеальный вариант – совсем не иметь телевизора – зависит от того, насколько семья сможет понести свое отличие от «нормы». Социальные преимущества телевидения должны чем-то компенсироваться при его отсутствии.
Верующие дети должны быть в состоянии, и без превозношения, и без комплексов, общаться с теми детьми, которые ежедневно проводят часы перед телевизором и любят обсуждать передачи.
Родители детей-дошкольников не должны жалеть времени на занятия и игры с детьми, чтобы они привыкали к таким занятиям (например, чтению), которые требуют определенного терпения и труда, или связаны с общением с другим лицом. Нельзя допускать, чтобы дети привыкали к готовым пассивным развлечениям (это и есть наиболее коварный аспект телевидения: оно приучает людей пассивно воспринимать образы, звуки, и затем, идеи).
Если в семье все же есть телевизор, он не должен распоряжаться ею. Для малышей-дошкольников легче свести до минимума то, что им позволяется смотреть, и следует быть очень разборчивыми в отборе передач. Телевизор – не няня; его нельзя включать для того, чтобы ребенок сидел тихо или не убегал из дома.
Для более старших детей соблазн сидеть перед телевизором будет значительно меньшим, если они будут захвачены другими интересными занятиями, требующими их времени и энергии. Цель должна быть в том, чтобы дети научились, подрастая, выбирать отдельные передачи и смотрели на телевизор как на то, чем пользуются для просмотра определенных передач и потом выключают, а не перед чем сидят, чтобы убить время. Однако на практике это трудно осуществимо.
Если же родители решили лучше не запрещать какие-то плохие программы, то и смотреть их они должны вместе с детьми. Потом, в удобный момент – может быть, и спустя довольно времени – можно будет все обсудить, и дать своим детям здоровое критическое отношение ко всему. Однако нужно помнить, что если единственной реакцией, какую дети увидят у взрослых на оскорбляющие чувства сцены, будет негодование и запрет, они могут полюбить подобный материал еще больше.
Им может помочь, если они узнают, что взрослому просто не нравятся такие фильмы и книги. Можно объяснить, что образы западают в память и могут мешать потом, даже по прошествии долгого времени. Нужно не забывать похвалить хорошие передачи, сделав скидку на естественную разницу во вкусах между взрослыми и детьми. Старшим детям можно объяснить, что мы не любим некоторые определенные сцены не потому, что они содержат нечто нечистое, но потому, что они профанируют подлинные взаимоотношения любви. Открытые отношения со старшими детьми полезнее попыток установить строгую цензуру.
Проблема рок-музыки также серьезна в духовном отношении. Родителям не следует успокаиваться на том, что на них не обрушивается невыносимый грохот. Уж если ребенку полюбился «рок», запретить его уже не легко, – скорее всего, он просто приобретет себе наушники. Придется и родителям постараться послушать, вникнуть, предостеречь против слушания тех певцов, которые явно используют демонические и богохульные имена, слова и названия (бывает музыка, которая через скрытые сообщения, например, обратную запись, внушает насилие, самоубийство, разврат).
Придется найти отдельные вещи, о которых можно говорить более менее положительно, и постараться как-то расширить музыкальный кругозор своих детей. Нужно научить детей слушать музыку не без осознания тех слов, которые при этом воспринимаешь, а также той атмосферы, которую она создает внутри.
Что касается поп-музыки, то, как правило, страсть к ней проходит естественным образом — чем меньше об этом говорить, тем скорее забудется. Гораздо опаснее, если ребенок, не имея возможности открыто выразить свои вкусы, слушает тайком. Не нужно провоцировать обман своим «благородным негодованием»; родители должны быть готовы обсудить все волнующие темы.
Сестра Магдалина «Мысли о детях в Православной Церкви сегодня «/ Пер. с англ. Н.В. Сахаровой. – Изд-е Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1993. С. 32-33.