Волхвы и Рождество: встреча двух миров
Три рождественских волхва – Бальтазар, Каспар и Мельхиор – прославлены как святые уже довольно давно.
Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кельнский собор. За что же их удостоили такой чести?
Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано – они известны из Предания. А вот о факте их поклонения новорожденному Богомладенцу Христу пишет апостол Матфей, и больше никто. Почему? Потому что Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, и его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, бесчисленные ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов – все это своеобразный код, по которому Израиль мог опознать своего Мессию. Причем же здесь волхвы? – Дело в том, что они, судя по всему, были родом из Месопотамии, а с этой землей была связана история Ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказывал, в том числе, такие подробности, как время прихода Мессии. Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Поэтому для иудеев, которые хорошо знали Ветхий Завет, вполне логичными оказались сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.
Собственно, христиане их почитают именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих Богоизбранному народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары: золото – как Царю царей, ладан как Первосвященнику и смирну, погребальное благовоние – как Тому, Кто должен будет умереть за людей. Дары волхвов оказались пророческими… Не менее символично и то, что волхвами двигало желание найти Бога. Этот поиск и привел их в Иерусалим. Конечно, у Ирода они оказались по ошибке – должны были сразу прийти в Вифлеем, но решили, что Царя царей надо искать во дворце правителя… Трагические последствия этой ошибки известны – безумный царь приказал истребить в Вифлееме всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община сохранила их останки. К V веку они находились в Медиолане (нынешнем Милане).
В XII веке Фридрих Барбаросса перевез мощи трех волхвов из Медиолана в германский город Кельн. Там для них решили построить совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция – ради сохранения великой святыни строить великий собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии Рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики – Кельнский собор. В самом его центре – в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского – мощи трех волхвов и находятся по сей день.
А народная любовь к «трем королям» проявляется в Германии совершенно по-особому. В память об их шествии вслед за Звездой на улицах Кельна и многих других городов 6 января, в день их памяти, можно увидеть интереснейшие процессии. Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках, ходят по домам и стучатся в двери соседей. Те с радостью открывают: еще бы! Ведь к ним пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями в соборе ждали начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен. «Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу – навещать соседей. Соседям будут исполнены рождественские песни и стихи, а взамен у них попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок – благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2013. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кельне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
журнал » Фома»