Воспитание личности и современное общество
Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
на XIV Рождественских образовательных чтениях
Ключи глубинной сути
Питание и воспитание в русском языке — слова однокоренные и по сути однозначные. Таков принцип Божественной педагогики, которая раскрывается на самом доступном для каждого христианина уровне в прошениях Молитвы Господней. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — то есть, «напитай нас»; «и остави нам долги наша… и не введи нас во искушение, но избави от лукаваго», — то есть, «воспитай нас», Отче наш!
Единственный для человека способ улучшить качество своей личности и выправить искривления своей жизни состоит в деятельном воспоминании о своем достоинстве хранителя образа и подобия Божия. По выражению одного религиозного писателя, самое страшное, что может сделать людям диавол, это заставить нас забыть, что мы Царские дети.
Личность или личина?
Одним из новейших признаков нарушения внутренней гармонии личности, стало стремление уделять особое значение так называемому «имиджу» человека, — тому, каким он представляется в среде окружающих его людей. Называя вещи своими именами, мы без труда заметим, что речь попросту идет о личинах, о масках, нередко скрывающих под собой зияющую пустоту. Апостол Павел так сформулировал главный принцип религиозно-нравственного христианского воспитания: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3: 17-18).
Воспоминание о Боге, ревность о сохранении в себе образа и подобия Творца и способность увидеть образ Божий в другом человеке являются самыми верными критериями оценки воистину доброго воспитания личности. Производными от этого правильного духовного воспитания будут социальная стабильность и здоровая общественная мораль, крепкие семьи и национальное достоинство, сильное государство и нравственная деловая активность, а также многие другие человеческие ценности, которые призваны составить фундамент зрелого и здорового общества.
Совесть, мышление и рассуждение
Беседуя с Божественным Воспитателем, ветхозаветный священник Ездра так говорил Творцу о венце Его творения, о человеке: «Ты воспитал его Твоею правдою, научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом, и умертвишь его, как Твое творение, и опять оживишь, как Твое дело» (3 Езд. 8: 12-13)
Воистину такой путь предлежит перед каждым из сынов Адама, приходящих в мир! Но мы знаем также, что сила Божия в немощи человеческой совершается (см.: 2 Кор. 12: 9), а значит, мы должны позаботиться о том, чтобы Божественные правда, закон и разум были открыты перед человеком от его самого раннего возраста, чтобы они проповедовались, и кто имеет уши слышать, — да слышит!
Врожденный нравственный закон известен каждому человеку. Это есть совесть, понимаемая как «совместное ведение» человека и Бога о Законе сохранения человеческой жизни, о ее высоком качестве и небесном достоинстве. Значит, воспитание совестливого человека, — это одновременно важнейшая и первоначальная задача воспитания религиозного.
Мыслю — значит, существую
Способность к здравому мышлению лежит в области важнейших задач светского и духовного воспитания. К сожалению, здравомыслие распространено в человеческом сообществе отнюдь не в той мере, которая необходима для его благополучия. В результате наблюдений ученые специалисты приходят к заключению, что большинство представителей человеческого рода обладают так называемым квази-мышлением.
В качестве примера можно привести тот образ мысли, стиль жизни и стереотип поведения, которые повсеместно навязываются массовой культурой — средством унификации личности и стирания человеческой индивидуальности. В этом деле религиозное воспитание призвано научить человека изучению самого себя, своего сердца, своей души. Для того, кто имеет навык исследования самого себя, внешний мир уже не является тайной за семью замками или сугубо враждебной средой.
Начало мудрости
Различая такие понятия, как разум и рассудок, философы призывают понимать под разумом способность к обретению нового знания, а рассудок как способность оперировать уже имеющимся знанием. Полноценное владение обеими этими способностями составляет мудрость человека. Но вспомним, что отнюдь не мудрость просил юный царь Соломон у Господа после тысячи жертвоприношений, но — «сердце разумное, чтобы судить… и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3: 9).
Практически это и есть главная цель доброго воспитания, как ее понимает Святая Церковь, то есть умение различать, что добро и что зло. «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его», — сказал Давид, который на своем жизненном пути прошел поприща пастуха и воина, беженца и царя, музыканта и поэта, кающегося грешника и богослова (Пс. 110:10). Но задолго до них прозвучали в скинии собрания слова простой бедной женщины, скорбящей о своем бесплодии: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа» (1 Цар. 2:10).
Наша цель и призвание, наша воспитательная миссия и святой долг состоят в том, чтобы содействовать воплощению этих слов в жизнь нашими отцами и детьми, братьями и сестрами, а также и нами самими в нынешнее время, пока оно у нас еще есть