УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ
Еще один материал к Первому сентября. Как сделать так, чтобы ваш ребенок не отставал в учебе? Что здесь могут предпринять учителя, а что — родители? Каковы основные принципы успешной учебы и что вообще считать таковой? И что можно порекомендовать родителям, которые обращаются к специалисту с жалобами на то, что у их отпрыска «проблемы с учебой»?
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И пресловутое детское любопытство — тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка — один из лучших и эффективных «инструментов» его обучения.
В каждой возрастной группе ребенку хочется иметь определенный уровень знаний и умений — и как раз с помощью своей любознательности он этот уровень повышает. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов — значит подавлять «пытливость его ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе.
Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять…
Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что в книжках есть не только картинки, но и еще что-то интересное — причем эта информация скрыта за непонятными значками, которые взрослые называют буквами.
Малыш начинает этими буквами интересоваться — и здесь важно уловить меру его заинтересованности: не давить его насильно дополнительной информацией, заставляя сразу учиться читать, как только он спросил про одну из букв «что это такое», а ответить только на поставленный вопрос, причем вначале на один, потом на другой — так ребенок постепенно научится читать, ведомый именно своим активным желанием и интересом, а не произволом взрослых.
Когда ребенок ходит с мамой в магазин — он вполне может спросить, что это за цифирки на бумажках возле товаров, как мама складывает цены, и постепенно можно дать попробовать самому сосчитать стоимость к примеру, тех двух конфет, которые мама купит для ребенка. Можно также по дороге в садик и обратно считать окна или колеса у машин — таким образом ребенок учится манипулировать цифрами.
Главное, чтобы это все тоже было не насильно, а в рамках естественного интереса малыша.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры — тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»
И если в школе это делают не всегда — вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку — тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов — причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. И потому еще одно из условий успешной учебы — явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет).
Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, — это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. И когда ребенок (точнее, подросток) ощущает необходимость каких-то знаний, к примеру, в своей будущей профессии — он совсем по-другому начинает их ценить.
Поэтому очень существенный шаг — создание различных «веселых учебников» и как минимум задачников, содержащих истории не о том, как поезд вышел из пункта А в пункт Б, а про более жизненные примеры приложения полученных знаний.
Особенное воздействие такой «прикладной подход» оказывает на тех учеников, которые бравируют тем, что, мол, эти знания мне не нужны, потому что я буду совсем другим заниматься в жизни — и бесполезно такому, извините, оболтусу объяснять, что во-первых, он сам еще толком не знает, чем будет заниматься (потому что у него по всем предметам кое-как), а во-вторых, те знания, которые он игнорирует, ему в его декларируемой профессии будут нужны откровенно — только он сам пока еще этого не понимает.
И если педагогу удастся это наглядно доказать, не вступая в бесполезный спор и не занимаясь авторитарным подавлением — то это будет лучший аргумент, который может в какой-то степени пробудить подавленную любознательность такого ученика хотя бы на уровне «спортивной злости»…
Один из примеров такого подхода приводит известная поэтесса Агния Барто.
АВАРИЯ
Вы летите в самолете,
Вы летите, вы поете…
С облаков спуститься в класс
Вдруг учитель просит вас.
Вы идете на сниженье,
Вы выходите к доске
И таблицу умноженья
Повторяете в тоске.
Но пилоту после качки
Нелегко решать задачки.
Покоритель облаков
На уроке бестолков.
— Не профессор я, а летчик,
мне задачи ни к чему!
Заведу в кабине счетчик,
Прикажу считать ему!
Вы стоите, вы молчите,
Вы воды набрали в рот…
Соглашается учитель:
— Ну прекрасно, ты — пилот.
От Москвы до Ленинграда
В два часа добраться надо.
В час бензина выгорать
Будет литров тридцать пять.
Рассчитай-ка, если так,
Сколько влить бензина в бак?
Все готово для расчета.
В руки мел пилоту дан,
Но у бедного пилота
В голове один туман.
Юный летчик еле дышит,
В тайну чисел он не вник…
И сейчас ему запишем
Мы аварию в дневник!
Третье условие успешного обучения — так называемое «обучение с конечной стадии».
Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо.
Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом — помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом — наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать… Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него «все получилось», видя результаты своего труда.
Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки…
И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу — дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу — дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.
Четвертое условие успешной учебы — потребность получать знания из разных источников.
Ни один человек не может научить другого чему-то большему, чем то, что умеет сам. И если ребенок будет ограничиваться в обучении только школьными знаниями — может, он и сможет вызубрить их на пятерки, но полный объем знаний как набор представлений об окружающем мире он вряд ли получит. И вряд ли его интеллект разовьется в должной мере.
Так что необходимо изначально настраивать ребенка на то, что школьных знаний не всегда достаточно, и побуждать его получать информацию из других источников.
В общем-то, вначале это полностью забота родителей — это потом ребенок будет сам ходить в театры и музеи, а вначале следует ходить вместе с ним, причем не просто таскать его по залам или заставлять сидеть смирно на спектакле, а разговаривать, обсуждать увиденное. И конечно, опять же отвечать на вопросы!
Часто обращаются родители с жалобой, что у ребенка «проблемы в учебе».
Но эта жалоба фактически не выражает ничего.
Проблемы следует дифференцировать: ребенок вообще не хочет учиться?
Или не может запоминать какие-то конкретные вещи (скажем, стихотворение наизусть)?
Или никак не может освоить написание букв? Или что-то еще? И к каждой проблеме сами родители могут подойти столь же индивидуально.
Если трудности с запоминанием фактических дат или стихов (из-за того, что у ребенка память образная) — то может быть, на это стоит посмотреть сквозь пальцы (как и на ту двойку, которую ребенок в результате принесет), а может быть, попробовать разобрать вместе с ребенком пресловутое стихотворение на образы.
Не затвердить текст механически, а сперва пересказать прозой или даже нарисовать, чтобы включить образную память. Единственное, что можно сказать наверняка — если в таких вопросах прессинговать ребенка, то чем больше вы это делаете, тем меньше он выучит и запомнит…
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).
Точно так же и с другими проблемами — всегда можно найти или создать самому (поскольку процесс обучения — всегда творческий) некую дидактически-тренинговую программу для закрепления необходимых навыков в той форме, которая нужна именно вашему ребенку. Если вам сложно будет сделать это самостоятельно — здесь вам может помочь детский психолог.
В общем, важно отметить одно: ребенку в процессе обучения в школе на самом деле нужны вовсе не фактически знания типа закона Ома или правил орфографии, а именно умение эти знания применять, осмысливать, строить на их основе логические умозаключения, развивать ассоциативное мышление — в общем, формировать интеллект.
В результате, чем больше ребенок ищет знаний — не формальных, ограниченных школьной программой, а именно базы для развития собственной логики, — тем меньше он от получения новых знаний устает и тем больше у него потребность в новой информации. И главное условие успешной учебы — сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума».
Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей — эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
© Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик
Из новой книги «Про детей и их родителей»